Теософский словарь - мистерии
Мистерии
Греческие телетаи или завершения, празднества посвящения или . Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни.
Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была ничем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвященными Эскулапского культа змия, как вакханки были посвященными Дионисий; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями.
Священные разыгрывались в древних Храмах посвященными Иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными Мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте «группой хранителей тайн», как м-р Бонвик называет Иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках.
Рассказывая о Мистериях, разыгрываемых в Филэ (на острове Нила), он говорит, что «в этих темных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, в то время как торжественный гимн посвящения отдавался эхом через обширное пространство этих каменных тайников». Слово «мистерии» произошло от греческого muo, «закрывать рот», и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение.
Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики. Греческие мистерии таинства Цереры и Вакха были лишь подражаниями египетским; и автор книги «Egyptian Belief and Modern Thought» сообщает, что наше «слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El или школа Эла, Солнечного божества».С Мистериями связаны знаменитые Кабиры. Короче говоря, в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответственных жизней. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.
.