Теософский словарь - пифия
Пифия
или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также «любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма» (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо, ни правильно. , по авторитетным утверждениям Ямблиха, Плутарха и других, была жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной в храм, где развивались ее пророческие способности.
Там она имела комнату, уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине, потеряна для мира. Она сидела на треножнике из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали пророческую манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания.
Аристофан в «Vaestas», I, reg. 28, называет Пифию ventrilogus vatas или «чревовещательной прорицательницей», из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душа человека низший( Манас) или его личное самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна «Набханедишта» браминов мы читаем: «Внимайте, о сыновья богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших жилищах!» Это есть сомнамбулический феномен современности.
В древности пуп рассматривали как «круг солнца», местопребывание божественного внутреннего света. Поэтому оракул Аполлона находился в Дельфах, городе Delphus, что означает утроба или живот тогда как место где находился храм, назывался omphelos, пуп. Как известно, многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть через это место своего тела.
В Индии по сей день существует верование (а также у парсов), что в пупах у адептов имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает духовный мир. Зороастрийцы называют это лампой Дештура или «верховного Жреца»; а индусы светом или излучением Дикшита (посвященного). .