Теософский словарь - теург
Теург
Первая школа практической теургии (от ????, бог, и ?????, работа) в христианский период, была основана Ямблихом среди Александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времен.
Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось Некромантией) делались видимыми глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания Святилищ всех великих стран. Неоплатоников школы Ямблиха называли теургами, ибо они совершали так называемую «церемониальную магию», и вызывали simulacra, или образы древних героев, «богов» и даймонов (??????, божественных, духовных существ).
В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, ему приходилось совершать теопейю или «сотворение богов», посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвященных браминов Индии.
Это то, о чем говорится в «Книге Вызываний», хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии Александрийских платоников. Следующее взято из «Разоблаченной Изиды»: «Брамин Грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважится вызывать Питров.
После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний, и т.д., и начертил магические круги, преподанные ему высшим Гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестает дышать и призывает огонь Кундалини( помочь ему рассеять свое тело.» Установленное количество раз он произносит священное слово, и «его душа астральное( тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в парное тело и одушевляет его».
Затем «его (теурга) душа (астрал) снова входит в свое тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства) после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал»... И затем вызыватель задает последнему вопросы «по тайнам Бытия и преобразованию нетленного». По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая свое астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога. (См. «Ямблих».) .