Теософский словарь - триратна
Триратна
Слова «Будда, Дхарма и Сангха» должна произноситься как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: «Бодхи, Дхарма и Сангха»; и истолковываться как «Мудрость, ее законы и жрецы», последние в смысле «духовных толкователей», или адептов. Однако, рассматривая Будду как олицетворенного «Бодхи» на земле, истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали рассматривать как его особый закон, а Сангху как его особое качество.
Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь современных) учений явили больше природной интуиции, нежели фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды; т.е. в «Беспредельном Свете» или Вселенской Мудрости – безличном принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во «Всевышнем Владыке» Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде, символе земного и человеческого Будды, «Мануши Будды».
Таким образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют эти три образа «Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего», все же каждый последователь истинно философского Буддизма – названного м-ром Эйтелем «атеистическим» разъяснил бы термин правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы и мог бы сказать «Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, «отраженный» Бодхи) как творческая энергия, которая сотворила, вместе с Дхармой, третий элемент троицы, т.е. «Самгху», что есть постижимая сумма всей реальной жизни». Следовательно, Самгха не есть и не может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее «жречество»; ибо последнее не является суммой всей реальной жизни, но только религиозной.Подлинное первичное значение слова Самгха или «Сангха» относится только к Архатам или Бхикшу, или «посвященным», то есть к истинным представителям Дхармы божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный свет из единого «безграничного света». Таково философское значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.
Дж. Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: «Таким образом, догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию эволюции трех абстрактных принципов»! И если уж один из способнейших европейских ученых склонен приносить любой философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках невежественных миссионеров? .