Энциклопедия Кольера - алмейда-гаррет жуан баптишта да силва лейтан
Алмейда-гаррет жуан баптишта да силва лейтан
В 1823, с отменой демократической конституции 1822, был изгнан и жил в Англии и Франции. После возвращения в Португалию в 1836 занимал посты генерального инспектора театров, главного хрониста, был депутатом парламента и министром иностранных дел. В 1851 ему был пожалован титул виконта. Его ранние произведения, такие, как драма Меропа (Merope) и Катон (Cato, 1820), анакреонтические оды и поэма Портрет Венеры (O Retrato de Venus, 1821), стихи из сборника Лирика Жоана Минимо (Lyrica de Joo Minimo, 1829), выдержаны в манере псевдоклассицизма.
Однако в годы изгнания на Алмейду произвели сильное впечатление творения и идеи романтиков. Его первая крупная поэма Камоэнс (Cames), написанная белым стихом, была опубликована в изгнании в 1825. Это неровное произведение окрашено в характерные тона saudade (порт. печаль, которую португальцы полагают отличительной чертой национального характера) и патриотизма, отозвавшиеся потом в поэме Дона Бранка (Dona Branca, 1826).
Те же мотивы он искал и среди сокровищ народной поэзии, собранных им в томах Романсейро (Romanceiro, 1851-1853). Под конец жизни Алмейда еще раз воспел любовь и печаль в стихотворном сборнике Опавшие листья (Folhas cahidas, 1852), где встречаются стихотворения поразительной красоты. Его двухтомный роман Арка святой Анны (O Arco de Sant'Anna, 1846; рус. перевод 1985) обнаруживает сильное влияние школы В. Скотта. Кроме него, он оставил всего одно завершенное прозаическое произведение Поездка на родину (Viagens na minha terra, 1846), собрание автобиографических заметок, суждений, впечатлений и зарисовок. Алмейда Гаррет неустанно трудился над тем, чтобы заложить основы национальной драмы, он писал о театре, создал ряд оригинальных произведений для сцены.В поисках предмета изображения он вновь обратился к национальной истории и в пьесах Ауто о Жиле Висенте (Auto de Gil Vicente, 1838), Дона Филипа де Вильена (Dona Filipa de Vilhena, 1840), Оружейник из Сантарена (O Alfageme de Sanarm, 1841) и Племянница маркиза (A Sobrina do marqus, 1848) стремился обновить португальскую драматическую традицию последних 300 лет. Несомненно, лучшая его драма Брат Луиш ди Соуза (Frei Lus de Sousa, 1844).
Умер Алмейда в Лиссабоне 9 декабря 1854. .