Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - батай жорж

Батай жорж

(Bataille, Georges)

(1897-1962), французский писатель и философ, в 1940-1950 годы один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера "самый светлый ум во Франции". Родился 10 сентября 1897 в Бийоме. В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в.

и получил квалификацию архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского, Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова Добро в учении гр.

Толстого и Ф.Ницше (1925). Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в журналах "Аретуза" ("Arthuse"), "Документы" ("Documents"), специализировавшихся на искусствоведении, археологии, этнографии.

В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика" ("La critique sociale"): Критика основ гегелевской диалектики (совместно с Раймоном Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); Психологическая структура фашизма.

Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской Феноменологии духа (семинар действовал до 1939).

В 1935 принял участие в работе группы, организованной Ж.Лаканом. В 1935 стал одним из инициаторов движения "Контратака" ("Contre-Attaque"), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции.

Основными источниками вдохновения "Контратаки" были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации "Аксьон франсез". В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов "недипломатическая грубость" Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива "слюнтяйства" политиков и дипломатов.

С 1936 Батай начал организацию тайного общества "Асефаль" ("Acphale") и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др.; одно из правил общества не подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии "священного", способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие "священного".

В тот же период Батай организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (смерть "эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию"), вины (в 1944 выходит в свет его книга Виновный Le coupable), греха, зла, внутреннего опыта (книга Внутренний опыт L'exprience intrieure опубликована в 1943). В 1946 по инициативе Батая началось издание журнала "Критика" ("Critique"), где он опубликовал статьи Моральный смысл социологии, Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740-1814) и др.

В эти годы и позже им были написаны следующие работы: О Ницше (Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации ("Mthode de mditation", 1947), Литература и зло (La littrature et le mal, 1957), Эротизм ("L'rotisme, 1957") и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного легиона. Умер Батай в Париже 8 июля 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994 Танатография эроса: Ж.Батай и французская мысль середины 20 в.

СПб, 1994 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое батай жорж
Значение слова батай жорж
Что означает батай жорж
Толкование слова батай жорж
Определение термина батай жорж
batay zhorzh это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины