Энциклопедия Кольера - базилика
Базилика
Базилика Ульпия. Одной из крупнейших в Риме была базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором Дамасским для императора Траяна ок. 107-113. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия. Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на обширную площадь, посреди которой была воздвигнута конная статуя императора. Здание (размером 117 м на 55 м в плане) имело всего 5 нефов; обе торцевые стороны заканчивались экседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. Позади базилики Ульпия размещались здания двух библиотек, для греческих и латинских книг, между которыми возвышалась знаменитая мемориальная колонна Траяна. интерьеры базилики были великолепны, их украшали ряды колонн со стволами из красного египетского гранита, увенчанные беломраморными капителями коринфского ордера. Оконные проемы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа позволяли свету проникать внутрь. Перекрытия были деревянные, балочные.
Базилика Максенция Константина. Повернутая фасадом к римскому форуму базилика, строительство которой было начато Максенцием (ок. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), гораздо ближе к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Хотя из-за просчета архитекторов средний неф обрушился, уцелевший боковой неф позволяет составить о базилике в целом достаточно полное представление. Средний неф (80ґ25 м) был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поднимались над полом, выложенным каменными плитами, на 36 м. Боковые нефы, также разделенные на три отсека, или травеи, каждый, были перекрыты цилиндрическими сводами, расположенными так, чтобы максимально содействовать устойчивости здания. На опорных столбах, поддерживающих цилиндрические своды, были установлены мощные контрфорсы, которые выступали над кровлей боковых нефов и принимали на себя горизонтальный распор более высоких крестовых сводов среднего нефа. В результате появилась возможность оставить в его боковых стенах большие окна, благодаря чему базилика была отлично освещена. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне здания (здесь имелся и нартекс), был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку апсиды напротив него, с продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной). Блестящий образец инженерной мысли и одновременно произведение искусства, это строение начала 4 в. на тысячу лет опередило величественные кафедральные соборы Франции и Англии с их сводчатыми перекрытиями.
Базилика св. Петра, начатая ок. 323, была снесена в эпоху Возрождения, чтобы освободить место для собора св. Петра. Она имела деревянные перекрытия и высокий средний неф, с обеих сторон которого было по два боковых нефа. В верхней части стен главного нефа имелись окна. С западной стороны располагалась алтарная часть с апсидой, с восточной нартекс, перед которым простирался обширный атрий, или внутренний двор, с фонтаном для омовения. Этот элемент, часто присутствующий в христианских церквях, мог быть заимствован из римского форума, к которому, как правило, примыкала базилика, или из атрия римского дома. В атрии можно видеть и прототип возникшего позднее клуатра (крытой галереи, проходящей по периметру замкнутого двора).
Другие выдающиеся образцы.
Базилика Сан Клименте в Риме 4 в., перестроенная в 1084-1108, во всем следует старой базилике св. Петра, включая такие детали, как атрий, фонтан и деревянные перекрытия. Она сохраняет композицию и оформление первоначальной церкви, по-видимому, хорошо соответствовавшие церковному ритуалу того времени. В Риме уцелели и такие значительные памятники, как базилика Сан Джованни ин Латерано (восходит к 330, но основательно перестроена), базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура (380, в начале 19 в. пострадала от пожара, но затем была восстановлена), Санта Мария Маджоре (432, великолепный образец базилики), Санта Агнесса и Сан Лоренцо (обе вне городских стен), Санта Сабина (425). Замечательные и хорошо сохранившиеся образцы христианских базилик имеются в Равенне, некоторые из этих церквей украшены великолепными мозаиками (базилика 5 в. Сан Аполинарио Нуово, базилика Сан Аполинарио ин Классе, освященная в 549).