Энциклопедия Кольера - бенавенте-и-мартинес хасинто
Бенавенте-и-мартинес хасинто
(1866-1954), испанский драматург. Представитель "Поколения 1898 года". Член Испанской академии наук. Лауреат Нобелевской премии 1922.
Родился 12 августа 1866 в Мадриде, в семье известного мадридского врача. Большинство крупных театральных удач Бенавенте принадлежат к периоду до 1913. Умер Бенавенте в Мадриде 14 июля 1954.
Лучше всего Бенавенте удавалась тонкая и ироничная, умеренная сатира с позиции циничного скептика, умудренного жизнью стороннего наблюдателя. Его почти всегда технически безупречные пьесы привлекают не действием (сюжет бывает едва намечен), но диалогом.
Уже в первой пьесе Бенавенте Чужое гнездо (El nido ajeno, 1894) выявились характерные черты его драматургии: атмосфера "салонной", или "изысканной" комедии, светский диалог и отсутствие сложной интриги. Сугубо "испанские" черты общественого неблагополучия ("кодекс чести", полуфеодальные предрассудки) усугубили критическую направленность пьесы, практически сразу снятой с репертуара. Субботний вечер (La noche de sbado, 1903) первая из символических, почти лирических пьес, где персонажи представляют все уровни декадентского "международного" общества. В моралистической комедии о супружеской измене Осенние розы (Rosas de otoсo, 1905) был впервые заявлен частый мотив его последующей драматургии антиаристократизм, обеспечивший ему прочные симпатии публики. Шедевр драматурга яркая комедия Игра интересов (Los intereses creados, 1907), где современные общественные типы решены в традициях комедии дель арте. Действие пьесы Госпожа хозяйка (Seсora ama, 1908) разворачивается среди говорящих на диалекте кастильских крестьян. В центре другой морально-философской пьесы из сельской жизни Несчастная (La malquerida, 1913) инцестуальная любовь. Моралистическая пьеса Зло, которое нам причиняют (El mal que nos hacen, 1919) демонстрирует ущербность чувства ревности. Тема Намеков (Alfilerazos, 1924), сатиры на реакционных и напыщенных членов общества, препятствующих подлинной благотворительности и религиозной и социальной терпимости, перекликается с Злодеями добра (Los malhechores del bien, 1905) и написанной позднее пьесой Пепа Донсель (Pepa Doncel, 1928). Лучшая из пьес Бенавенте после Второй мировой войны, Барышня (Infanzona, 1945), воскрешает проблематику Госпожи хозяйки и Несчастной. Последней в театрах шла его пьеса Красная Шапочка пугает волка (Caperucita asusta al lobo, 1953).
ЛИТЕРАТУРА
Бенавенте. Х. Игра интересов. Петербург М., 1919