Энциклопедия Кольера - бо ху тун
Бо ху тун
э.) об истолковании канонической литературы Пяти канонов, У цзин (первая состоялась в 81 до н.э. в Палате Каменного канала Шицюйгэ). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила "школа текстов новых письмен", выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме Бо ху тун до эпохи Цин (1644-1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значительной мере отражал "апокрифическую" (вэй3) традицию.
В 18 в. в связи с развитием "школой текстов старых письмен" научно-критической текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя ("эклектических" памятников). Современный текст Бо ху тун, восходящий к печатному изданию 1305, состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в котором строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеческой жизни с устройством мироздания.
Главная ответственность за это лежит на государе Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной "благодати" (дэ1).ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. M., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .