Энциклопедия Кольера - боливия. культура
Боливия. культура
Архитектура и живопись. Индейцы Боливии имели древние и развитые традиции зодчества, с наибольшей полнотой воплотившиеся в памятниках культуры Тиауанако. Этот религиозный центр, расположенный вблизи оз. Титикака, включает в себя холм-пирамиду Акапана и храмовый комплекс Каласасая "Ворота Солнца", "Дворец саркофагов" и другие сооружения. Традиции индейского зодчества сказались в колониальной архитектуре: ее своеобразная черта состоит в особой монументальности и строгости зданий, в том числе барочных церквей. В декоре ряда церквей обнаруживаются индейские орнаментальные мотивы. Родоначальником боливийской живописи был итальянский монах-иезуит, представитель маньеризма Бернардо Битти (1548-1610). Во второй половине 17 в. происходит расцвет живописной школы Потоси, в которой с особой отчетливостью проявился т.н. метисский стиль, своеобразное сочетание европейских и местных традиций. Наивысшего воплощения этот стиль достиг в творчестве боливийского художника Мельчора Переса де Ольгина (1665-1724). В конце 19 начале 20 вв., после векового засилья подражательного неоклассицизма и академизма, в Боливии формируется новая национальная традиция живописи. Хуан Гарсия Меса (1851-1905) обратился к изображению народного быта; Сесилио Гусман де Рохас (1900-1950) впервые поднял тему индейцев, став основателем индихенизма в национальной живописи. Будучи директором Академии художеств в Ла-Пасе, он выпестовал целую плеяду боливийских художников, определивших развитие национальной живописи 20 в. С 1950-х годов в искусстве Боливии соперничали две тенденции. Фигуративную живопись социальной тематики, в том числе связанную с открытиями мексиканского мурализма, представлял М.Аландиа Пантоха (р. 1914) и авторы настенных росписей Роберто Бердесио (р. 1910), В.Солон Ромеро (р. 1925) и Мелькиадес Эхидо (р. 1925). Тенденция абстрактной живописи воплотилась в творчестве Марии Луисы Пачеко (р. 1919), Армандо Пачеко (р. 1910), Энрике Арналя (р. 1932) и др. Из скульпторов наиболее известна использующая традиции индейской пластики Марина Нуньес дель Прадо (р. 1910)
Музыка. Испанское влияние преобладает в музыкальном и танцевальном фольклоре жителей долин, тогда как в горах звучат индейские мотивы. До сих пор широко бытуют музыкальные инструменты, восходящие к доколумбовой эпохе: гигантские камышовые трубы эрке, вертикальная флейта пинкильо, продольная флейта кена и др. К колониальной эпохе относится гитара чаранго, изготовленная из панциря броненосца. К наиболее известным индейским жанрам относятся коллективный танец уайно, связанный с тотемическими обрядами, и жалобная любовная песня арави. Испанское влияние проявляется в песенно-танцевальном жанре чилена (боливийский вариант чилийской куэнки), печальной песне тристе и быстром парном танце байлесито. Основоположниками боливийской профессиональной музыки были Эдуардо Каба (1890-1953), композитор, дирижер, директор Национальной консерватории (осн. 1908), собиратель фольклора, использовавший индейские мотивы в своих произведениях; и Хосе Мария Веласко Майдана (р. 1909), руководитель Национального симфонического оркестра Боливии, созданного в 1938. Из современных композиторов наибольшей известностью пользуются Антонио Гонсалес Браво, также собиратель фольклора, Симеон Ронкаль, Умберто Вискарра Монхе.
Литература. Самый значительный памятник доколумбовой литературы боливийских индейцев народная драма Апу-Ольянтай на языке кечуа (опуб. 1853). На этом же языке создавал любовную лирику легендарный индейский поэт Хуан Альпарримачи Майте (1793-1814). Из писателей 19 в. выделяются историк и социолог Габриель Рене Морено (1834-1909) и основоположник национального романа Натаниель Агирре (1843-1888). Боливия выдвинула трех крупных поэтов испаноамериканского модернизма: Рикардо Хаймеса Фрейре (1868-1933), Франса Тамайо (1879-1956) и Грегорио Рейнольдса (1882-1948). Развитие боливийской прозы 20 в. тесно связано с индихенизмом: образ индейца раскрывается в знаменитом романе Альсидеса Аргедаса Бронзовая раса (1919), в произведениях Хайме Мендосы (1874-1938), Аугусто Сеспедеса (р. 1904) и Хесуса Лары (р. 1904).
Учреждения культуры. В столице страны Ла-Пасе находятся Национальный музей искусства, Высшая школа изящных искусств (осн. 1928), Национальная академия истории (1929), Центр археологических исследований, Боливийский индеанистский институт, Национальный институт по исследованию фольклора. Важнейшими библиотеками являются Национальная библиотека и архивы в Сукре, Муниципальная библиотека (осн. 1838) и Библиотека департамента культуры (осн. 1832) в Ла-Пасе и библиотеки университетов в Ла-Пасе и Сукре.
Народное образование. В Боливии введено бесплатное и обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет. В 1990 примерно 81% детей посещали начальную школу и 27% детей соответствующей возрастной группы посещали среднюю школу. В стране имеется 8 государственных университетов и два частных университета в городах Ла-Пас, Кочабамба, Оруро, Потоси, Санта-Крус, Сукре, Тариха и Тринидад, в которых обучается ок. 112 тыс. студентов. Крупнейший университет с 37,1 тыс. студентов Боливийский главный университет Сан-Андрес в Ла-Пасе. Университет Сан-Франсиско Хавьер в Сукре, где обучается ок. 10 тыс. студентов, часто называют колыбелью южноамериканской независимости. По данным 1995, доля неграмотных среди взрослого населения (старше 15 лет) снизилась до 17%.