Энциклопедия Кольера - бозанкет бернард
Бозанкет бернард
(1848-1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в Юниверсити-колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911-1912 читал лекции в Эдинбургском университете.
Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике. Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность.
Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. вне контекста, значит не видеть реальности. Чтобы понять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью.Каждая следующая целостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл "конкретной универсалией", или "индивидуумом". В его самой известной работе Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты.
Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина. На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике.
Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью. Сам по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества даже если они предполагают наказание представляют собой "действительную волю" самого индивида.Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу; политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно: он был ярко выраженным либералом и интернационалистом. Умер Бозанкет в Лондоне 8 февраля 1923.
Среди других его работ отметим следующие: Познание и реальность (Knowledge and Reality, 1885); Логика (Logic, 1888); История эстетики (History of Aesthetics, 1892); Философия государства (Philosophical Theory of the State, 1899); Некоторые идеи в области этики (Some Suggestions in Ethics, 1918); Общественные и международные идеалы (Social and International Ideals, 1917); Три главы о природе сознания (Three Chapters on the Nature of Mind, 1923).ЛИТЕРАТУРА
Бозанкет Б. Основания логики. М., 1914 .