Энциклопедия Кольера - энди венсан д'
Энди венсан д'
Поездка в Германию, во время которой д'Энди познакомился с Листом и Брамсом, укрепила его прогерманские настроения, а посещение Байройта в 1876 сделало д'Энди убежденным вагнерианцем. Эти увлечения молодости отразились в трилогии симфонических поэм по мотивам шиллеровского Валленштейна и в кантате Песнь колокола (Le Chant de la Cloche).
В 1886 появилась Симфония на тему песни французского горца (Symphonie cvnole, или Symphonie sur un chant montagnard franais), которая свидетельствовала о возникновении у автора интереса к французскому фольклору и некотором отходе от страстного увлечения германством. Это сочинение для фортепиано с оркестром, возможно, осталось вершиной творчества композитора, хотя добротная техника и пламенный идеализм д'Энди нашли яркое отражение и в других сочинениях: в двух операх вполне вагнерианском Ферваале (Fervaal, 1897) и Чужеземце (L'Etranger, 1903), а также в симфонических вариациях Истар (Istar, 1896), Второй симфонии си-бемоль мажор (1904), симфонической поэме Летний день в горах (Jour d't la montagne, 1905) и первых двух из его струнных квартетов (1890 и 1897).В 1894 д'Энди вместе с Ш.Бордом и А.Гильманом основал "Схола канторум" (Schola cantorum): по замыслу это было общество для изучения и исполнения духовной музыки, но вскоре "Схола" превратилась в высшее музыкально-педагогическое заведение, соперничавшее с Парижской консерваторией. Д'Энди играл здесь главную роль как оплот традиционализма, дававший отпор новациям таких авторов, как Дебюсси; в класс д'Энди по композиции приезжали музыканты из разных стран Европы.
Эстетика д'Энди опиралась на искусство Баха, Бетховена, Вагнера, Франка, а также на григорианское монодическое пение и народную песню; идеологическим основанием взглядов композитора была католическая концепция назначения искусства. Умер Энди в Париже 2 декабря 1931.
ЛИТЕРАТУРА
Шнеерсон Г. Французская музыка XX в.
М., 1970 Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX вв. Л., 1972 .