Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - флоренский павел александрович

Флоренский павел александрович

(1882-1937), русский философ, богослов, ученый. Родился 9 января 1882 в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (с 1900). Уже в студенческие годы выдвинул ряд новаторских математических идей. В 1904 Флоренский поступил в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем.

В 1911 Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 он профессор академии по кафедре истории философии. С 1912 и вплоть до Февральской революции был редактором академического журнала "Богословский вестник". В 1920-е годы деятельность Флоренского была связана с различными областями культурной, научной и хозяйственной жизни: участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в организации Государственного исторического музея, научно-исследовательская работа в государственных научных учреждениях (им был сделан ряд серьезных научных открытий), преподавание во ВХУТЕМАСе (профессор с 1921), редактирование "Технической энциклопедии" и многое другое.

В 1933 он был арестован и осужден. С 1934 находился в лагере на Соловках, где был расстрелян 8 декабря 1937. "Конкретную метафизику" Флоренского в целом можно отнести к философии всеединства с характерной для этого направления ориентацией на традицию платонизма. Флоренский был знатоком философии Платона. А.Ф.Лосев отмечал исключительную "глубину" и "тонкость" его концепции платонизма.

В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии подчеркивает, что "Флоренский развивает свои взгляды в пределах религиозного сознания". Эта характеристика вполне отвечает позиции самого Флоренского, заявлявшего: "Довольно философствовали над религией и о религии, надо философствовать в религии окунувшись в ее среду". Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия.

Наш разум "раздроблен и расколот", "надтреснут" и тварный мир в его бытийственности, и все это следствие грехопадения. Однако жажда "всецелостной и вековечной Истины" остается в природе даже "падшего" человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. "Я не знаю, писал мыслитель в своем основном сочинении Столп и утверждение истины, есть ли Истина... Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье". Критикуя субъективистский тип мировосприятия, доминирующий, по его убеждению, в Европе с эпохи Возрождения за отвлеченный логицизм, индивидуализм, иллюзионизм и пр.

, Флоренский в этой своей критике менее всего был склонен отрицать значение разума. Напротив, возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип миросозерцания как "объективный" путь познания, отличающийся органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и др. чертами, предполагающими активную (волевую) роль разума.

Разум "причастен бытию" и способен, опираясь на опыт "приобщения" к Истине в "подвиге веры", пройти путь метафизически-символического понимания сокровенных глубин бытия. "Поврежденность" мира и несовершенство человека не равносильны их богооставленности. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Флоренский с особой силой подчеркивал эту связь в своей софиологической концепции, видя в образе Софии Премудрости Божией прежде всего символическое раскрытие единства небесного и земного: в Церкви, в личности Девы Марии, в нетленной красоте тварного мира, в "идеальном" в человеческой природе и др.

Истинная же бытийственность как "тварное естество, воспринятое Божественным Словом" раскрывается в живом человеческом языке, который всегда символичен, выражает "энергию" бытия. Метафизика Флоренского в существенной мере и была творческим опытом преодоления инструментально-рационалистического отношения к языку и обращением к слову-имени, слову-символу, в котором только и может раскрыться уму и сердцу человека смысл его собственной жизни и жизни мира.

ЛИТЕРАТУРА

Флоренский П.А. Сочинения, тт. 1-2. М, 1990 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое флоренский павел александрович
Значение слова флоренский павел александрович
Что означает флоренский павел александрович
Толкование слова флоренский павел александрович
Определение термина флоренский павел александрович
florenskiy pavel aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины