Энциклопедия Кольера - форд джон
Форд джон
(Ford, John)
(1586 ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации "Миддл Темпл", членом которой продолжал быть и в 1617.
Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено. Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621-1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом.
Из них дошли только две Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска Любимец Солнца (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У. Роули (1585?-1642?). Сохранились две пьесы Форда для труппы "Слуги его величества". Трагикомедию Меланхолия влюбленного (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.
Бертона (1577-1640), развитые им в Анатомии меланхолии (1621). В Разбитом сердце (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям.Форд автор пяти пьес для театра "Феникс". В своей самой знаменитой пьесе Нельзя ее развратницей назвать (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам "кровавой трагедии" якобитской эпохи. Тема инцеста (любовь между братом и сестрой) развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала.
Другая романтическая трагедия, Жертва любви (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог второй Отелло убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо. Перкин Уорбек (Perkin Warbeck, опубл. 1634) единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника.
Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией Чистые и возвышенные мечты (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса Суд над леди (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия Королева, или Женское совершенство (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653). Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.ЛИТЕРАТУРА
Форд Д. Разбитое сердце. В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986 .