Энциклопедия Кольера - франк сезар
Франк сезар
(Franck, Cesar Auguste)
СЕЗАР ФРАНК(1822-1890), французский композитор, уроженец Бельгии. Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже (ныне Бельгия). Он учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию.
В студенческие годы сочинил несколько циклов фортепианных вариаций; они не представляют интереса с художественной точки зрения, но демонстрируют разнообразие технических приемов фортепианной игры. К тому же периоду относятся Большие сонаты (Grandes Sonatas) и Первая симфония для большого оркестра (Premire Symphonie Grand Orchestre), по-видимому, исполненная в Орлеане в 1841. В 1835 семья Франка переехала в Париж, и поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он брал частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и Франк продолжил занятия с Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке исключения был принят в Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не имел французского гражданства. В конце первого своего консерваторского года Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838 он получил первую премию по классу органа. Первые серьезные композиторские опыты Франка относятся к 1842 и 1843: это Три концертных трио (Trois trio concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано официальный "первый опус" музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в начале подписного листа стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти, Ж. Галеви и Ф. Шопена. Лист, с которым Франк завязал дружеские отношения, был настолько поражен цельностью последней части третьего трио, что убедил автора издать ее как отдельное законченное произведение.В 1843 Франк создал свое первое крупное сочинение ораторию Руфь (Ruth), которая получила высокую оценку Мейербера и Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место органиста в церкви Нотр-Дам-де-Лоретт. Первыми значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (Six pices pour grande orgue, 1860-1862). К этому времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней.
Среди других произведений этого периода симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on entend sur la montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы (La valet de ferme, 1851-1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel, 1865). Все они остались в рукописях, но Что слышно на горах несомненно, хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал поэму на тот же сюжет).В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают лучшим в его творчестве ораторию в восьми частях для солистов, хора и оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869-1879). В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее получило название "великой традиции". Консерватория ориентировалась прежде всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена.
Молодое окружение Франка, в котором царил дух творчества, стимулировало созидательную деятельность композитора, формирование его собственной эстетики. В 1879 он закончил прекрасный фортепианный квинтет (1878-1879). Весьма плодотворными оказались и следующие несколько лет (1882-1886), когда появился ряд сочинений: симфоническая поэма Проклятый охотник (La chasseur maudit, 1882) дань композитора романтизму и влиянию Г.
Берлиоза; Джинны для фортепиано с оркестром (Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Variations symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 подарок к свадьбе великому скрипачу Э.Изаи); прелюдия, ария и финал для фортепиано (1886-1887). Симфония ре минор (1886-1888), впервые исполненная в 1889 Обществом концертов консерватории, была встречена публикой недоброжелательно, однако Франк продолжил работу над струнным квартетом ре мажор (1889). Исполненный в 1890, квартет имел оглушительный успех это был долгожданный триумф композитора.
Следующим опусом стали величественные Три органных хорала (Trois chorals, 1890), превосходные, вдохновенные образцы его вариационной техники. Жизнь композитора оборвалась внезапно: он попал в уличную катастрофу и скончался в Париже 8 ноября 1890. Значение творчества Франка трудно переоценить. Он не только создал собственную школу, но и кардинально обновил французскую музыкальную традицию.
Он доказал, что национальный дух не замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может создаваться симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял органные жанры из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с творениями Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам два больших цикла Франка можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными сонатами.
Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся музыкантов В. д'Энди, Э. Шоссон, П. де Бревиль, Г. Ропарц, А. Дюпарк; мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж. Бизе, Э. Шабрие, П. Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси. Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление Франком нонаккордов и выразительность его модуляций гармонический язык композитора указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового внес Франк и в область циклических форм.
ЛИТЕРАТУРА
Рогожина Н. Сезар Франк. М., 1969 .