Энциклопедия Кольера - гоген поль
Гоген поль
(1848-1903), французский художник. Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848. В 1865 он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на остров Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных бретонских работ Видение после проповеди (1888) художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина Желтый Христос (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества.
"Белая лошадь". 1898.В эти годы Гоген становится лидером нового направления синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта. В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля. В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во французской колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В своих картинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение земного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода его творчества Манао Тупапау Следящий Дух мертвого (1892) и Таитянские пасторали (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями. Среди них панно Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? (1898, Бостон, Музей изящных искусств) аллегория на тему этапов человеческой жизни. В своих последних работах Гоген воплотил образы идеальной жизни вне времени и пространства. В 1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903. Гоген оставил литературное наследие, которое, помимо писем и дневников, включает Ноа Ноа (Благоухание) (исследование таитянской культуры и мифов) и мемуары До и После. Гоген писал также критические статьи в периодические издания и основал на Таити сатирический журнал.
ПОЛЬ ГОГЕН. ТАИТЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (НА ПОБЕРЕЖЬЕ)ЛИТЕРАТУРА
Кантор-Гуковская А.С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л. М., 1965 Даниельсон Б. Гоген в Полинезии. М. Л., 1969 Кочик О.Я. Мир Гогена. М., 1991 Юнг Р. Гоген. М., 1995