Энциклопедия Кольера - иоанн скот эриугена
Иоанн скот эриугена
ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями.
Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в.
, в трудах Ансельма Кентерберийского. В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей.
(2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи, в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции.
(3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого происходит все сущее, а как цель (или конечная причина), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный покой.Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство.
Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995 .