Энциклопедия Кольера - кассиодор
Кассиодор
ФЛАВИЙ МАГН АВРЕЛИЙ
(Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus)
(ок. 490-583), римский политик и ученый, оставивший значительный след в европейской культуре. Кассиодор родился в южной Италии, в семье с сирийскими корнями, имевшей большое поместье в Калабрии. Его отец занимал должность префекта претория при Теодорихе, короле готов, и Кассиодор повторил карьеру отца.
В 514 он сделался консулом; в должности magister officiorum (руководителя служб), которую Кассиодор занимал между 523 и 527, он стал преемником Боэция, казненного в 524. В 533 Кассиодор стал префектом претория при короле Аталарихе. Около 537 он ушел в отставку, сохранив дружеские отношения с королем готов Витигом. В 540 византийцы заняли Равенну, Витиг был пленником увезен в Константинополь.
Возможно, Кассиодор последовал за Витигом. К 550 он, несомненно, считался уже одним из влиятельнейших людей Константинополя, главой тамошней италийской общины. Несколько лет спустя, когда Юстиниан замирил и реорганизовал Италию, Кассиодор возвратился домой, однако в политику не вернулся. Еще в 535 он вместе с папой Агапетом предпринял завершившуюся неудачей попытку создать в Риме христианское высшее учебное заведение.
Начиная с 538 Кассиодор все больше отдавал себя религии. После 554 он основал в своем родовом имении религиозную общину Виварий. По своему значению этот монастырь в 6 в. уступал только общине св.Бенедикта. Для Вивария был характерен упор на интеллектуальные занятия. Хотя после 7 в. монастырь Виварий прекратил существование, он сыграл чрезвычайно важную роль: здесь был сделан почин по сохранению античных и ранних христианских сочинений; кроме того, он служил образцом монашеской жизни и повлиял на устав бенедиктинцев.Первым литературным трудом Кассиодора был краткий свод истории Рима (Хроника), доведенный до 519 н.э. Затем последовал большой труд по истории готов, где отразились политические убеждения Кассиодора, мечтавшего о налаживании сотрудничества готов и римлян.
Основная часть этой книги была написана до 534, но, судя по всему, Кассиодор продолжал писать ее вплоть до 551. Эта работа утрачена, но в 551 готский историк Иордан обобщил ее содержание в краткой Истории готов. В 538, выйдя в отставку, Кассиодор собрал и издал под заголовком Смесь (Variae) наиболее существенные письма и эдикты, написанные им по поручению готских королей.
В период Вивария Кассиодор уделял много внимания проблеме надлежащего образования своих монахов как в религии, так и в светской области. С этой целью он написал Основы божественных и светских наук (Institutiones divinarum et saecularium litterarum) в двух книгах. Вторая книга посвящена свободным искусствам, а первая истолкованию Библии и изучению Отцов церкви.К этому трактату прилагалось рассуждение об орфографии. Кассиодор написал комментарий к Псалмам, где прибег к методам античной филологии, а также трактат о душе. Кроме того, он организовал перевод на латынь греческих книг, в том числе Иудейских древностей Иосифа Флавия и Трехчастной истории (Historia tripartita), истории церкви с 306 по 439 н.
э., составленной по извлечениям из Феодорета, Сократа и Созомена. .