Энциклопедия Кольера - небо
Небо
Отголоски представлений о множественности "небес" можно обнаружить и в Новом Завете в упоминании апостола Павла о "третьем небе" (2 Кор 12:2) и в таких выражениях, как "превыше всех небес" (Еф 4:10), "прошедшего небеса" (Евр 4:14) и "превознесенный выше небес" (Евр 7:26). В Новом Завете небо, как место пребывания Бога, получает еще более определенный смысл в связи с деяниями и жизнью Христа.
Христос пришел на землю с небес и снова вознесся туда, чтобы сесть, как ему и подобает, "одесную" Бога Отца и приготовить место для святых. Оттуда Христос явится вновь, чтобы судить живых и мертвых. В Новом Завете небо это также место обитания ангелов и всех, кто обрел спасение. Слово "небо" приобретает в Новом Завете и эсхатологический смысл.
Возможность такого понимания этого слова была подготовлена уже Ветхим Заветом; например, у Исайи говорится: "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше" (66:22).Эсхатологическое будущее описывается здесь преимущественно в физических терминах, между тем как в Апокалипсисе (Откр 21 и 22) "новое небо" и "новая земля" описываются в терминах духовных, а само это обновление связывается со вторым пришествием Христа и Страшным судом. Небо, в новозаветном понимании, это также место вечного пребывания святых праведников, т.
е. обитель, куда вознесся Христос, чтобы приготовить в ней место для любящих его, чтобы впоследствии взять их к себе: "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2 Кор 5:1). Поэтому небо должно быть целью стремлений каждого христианина: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут..." (Мф 6:19-20).
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 .