Энциклопедия Кольера - несторий
Несторий
Воспитанный в антиохийской богословской традиции, Несторий настаивал на различении двух природ божественной природы Слова (Логоса) и человеческой природы Иисуса, объединившихся во Христе. Он признавал, что обе эти природы присущи Христу, однако отрицал, что свойства человеческой природы Иисуса могут быть приписаны Божественному Логосу.
Отсюда он делал вывод о том, что Дева Мария должна именоваться Христородицей, но не Богородицей. Кирилл, епископ Александрийский, который усмотрел в учении Нестория отрицание христианской веры в то, что рожденный Девой Марией есть Сын Божий, прежде века рожденный Богом Отцом, направил папе Целестину I обстоятельное послание по этому поводу, прося, чтобы папа как епископ Римский разрешил этот спор. Ответ папы позволил Кириллу в ультимативной форме потребовать от Нестория отречения от своих заблуждений. Однако еще до того, как прибыли посланцы от Кирилла, Несторий убедил императора Феодосия созвать вселенский собор.Главную роль на этом соборе, состоявшемся в Эфесе в 431, сыграл Кирилл Александрийский. 22 июня, не дожидаясь прибытия восточных епископов, поддерживавших антиохийскую традицию, он открыл заседание собора, на котором учение Нестория было осуждено как противоречащее Никейскому символу веры, а сам Несторий, не пожелавший отречься от своих взглядов, был низложен.
Восточные епископы, прибывшие двумя днями позже, не согласились с этим решением, принятым в их отсутствие, и низложили Кирилла. Однако впоследствии между Кириллом и восточными епископами было достигнуто примирение, и они также осудили Нестория. Несторий возвратился в свой монастырь близ Антиохии, однако спустя три года по приказу императора был сослан в Петру (в Аравии), а затем в Оазис (в Египте), где и умер ок.
451.ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994 .