Энциклопедия Кольера - пифагор
Пифагор
(6 в. до н.э.), древнегреческий философ и математик, прославившийся своим учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору доказательство теоремы, носящей его имя. Многое в учении Платона восходит к Пифагору и его последователям. Пифагор, сын Мнесарха, родился на острове Самосе в Эгейском море.
Спасаясь от тирании Поликрата, ок. 530 до н.э. покинул Самос и поселился в греческом городе Кротоне на юге Италии, где проповедовал свое учение многочисленным последователям, часть которых образовала своего рода религиозный орден, или братство. Этот орден фактически пришел в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейских настроений в конце 6 в.
до н.э. Пифагору пришлось удалиться в Метапонт, где он и умер. Позднее, во второй половине 5 до н.э., орден был разгромлен.Пифагорейская математика. Трудно и даже невозможно провести границу между идеями самого Пифагора и тем, что было привнесено его последователями, которые преклонялись перед его авторитетом, но в то же время приписывали ему позднейшие представления. Некоторые фундаментальные концепции несомненно принадлежат самому Пифагору. Первая из них представление о космосе как о математически упорядоченном целом. Пифагор пришел к нему после того, как открыл, что основные гармонические интервалы, т.
е. октава, чистая квинта и чистая кварта, возникают, когда длины колеблющихся струн относятся как 2:1, 3:2 и 4:3 (легенда гласит, что открытие было сделано, когда Пифагор проходил мимо кузницы: имевшие разную массу наковальни порождали при ударе соответствующие соотношения звучаний). Усмотрев аналогию между упорядоченностью в музыке, выражаемой открытыми им отношениями, и упорядоченностью материального мира, Пифагор пришел к заключению, что математическими соотношениями пронизан весь космос.
Пифагор поставил геометрию на научную основу. Ему приписывают авторство теоремы, носящей ныне его имя (в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов), и следствия из нее (диагональ квадрата несоизмерима с его стороной). Не подлежит сомнению, что многие теоремы, включенные впоследствии Эвклидом в его Начала, были открыты членами пифагорейского братства.
Гармония сфер. Попытка применить математические открытия Пифагора к умозрительным физическим построениям приводила к любопытным результатам. Так, предполагалось, что каждая планета при своем обращении вокруг Земли издает, проходя сквозь чистый верхний воздух, или "эфир", тон определенной высоты.Высота звука меняется в зависимости от скорости движения планеты, скорость же зависит от расстояния до Земли. Сливаясь, небесные звуки образуют то, что получило название "гармонии сфер", или "музыки сфер", ссылки на которую нередки в европейской литературе (особенно изящно музыку сфер использует в пятом акте Венецианского купца Шекспир).
Ранние пифагорейцы считали, что Земля плоская и находится в центре космоса. Позднее они стали считать, что Земля имеет сферическую форму и вместе с другими планетами (к числу которых они относили Солнце) обращается вокруг центра космоса, т.н. "очага".Мораль и религиозные представления. В античности Пифагор был известен более всего как проповедник определенного образа жизни. Центральным в его учении было представление о реинкарнации (переселении душ), что, разумеется, предполагает способность души переживать смерть тела, а значит ее бессмертие. Поскольку в новом воплощении душа может переселиться в тело животного, Пифагор был противником умерщвления животных, употребления в пищу их мяса и даже заявлял, что не следует иметь дело с теми, кто забивает животных или разделывает их туши.
Насколько можно судить по сочинениям Эмпедокла, разделявшего религиозные воззрения Пифагора, пролитие крови рассматривалось здесь в качестве первородного греха, за который душа изгоняется в бренный мир, где она блуждает, будучи заключена то в одно, то в другое тело. Душа страстно желает освобождении, но по невежеству неизменно повторяет греховное деяние.Избавить душу от нескончаемой череды перевоплощений может очищение. Простейшее очищение заключается в соблюдении некоторых запретов (например, воздержание от опьянения или от употребления в пищу бобов) и правил поведения (например, почитание старших, законопослушание и негневливость). Пифагорейцы высоко ценили дружбу, и по их понятиям все имущество друзей должно быть общим.
Немногим избранным предлагалась высшая форма очищения философия, т.е. любовь к мудрости, а значит стремление к ней (слово это, как утверждает Цицерон, было впервые употреблено Пифагором, который назвал себя именно не мудрецом, а любителем мудрости). С помощью этих средств душа приходит в соприкосновение с принципами космического порядка и становится им созвучной, она освобождается от своей привязанности к телу, его беззаконных и неупорядоченных желаний. Математика одна из составных частей религии пифагорейцев, которые учили, что Бог положил число в основу мирового порядка.Поздние пифагорейцы. Влияние пифагорейского братства в первой половине 5 в. до н.э. непрерывно возрастало. Но его стремление отдать власть "наилучшим" пришло в конфликт с подъемом демократических настроений в греческих городах южной Италии, и вскоре после 450 до н.
э. в Кротоне вспыхнуло восстание против пифагорейцев, которое привело к убийству и изгнанию многих, если не всех, членов братства. Впрочем, еще в 4 в. до н.э. пифагорейцы пользовались влиянием в южной Италии, а в Таренте, где жил друг Платона Архит, оно сохранялось еще дольше. Однако куда важнее для истории философии было создание пифагорейских центров в самой Греции, например в Фивах, во второй половине 5 в.
до н.э. Отсюда пифагорейские идеи проникли в Афины, где, если верить платоновскому диалогу Федон, они были усвоены Сократом и превратились в широкое идейное движение, начатое Платоном и его учеником Аристотелем. В последующие столетия фигура самого Пифагора была окружена множеством легенд: его считали перевоплощенным богом Аполлоном, полагали, что у него было золотое бедро и он был способен преподавать в одно и то же время в двух местах. Отцы раннехристианской церкви отвели Пифагору почетное место между Моисеем и Платоном. Еще в 16 в. были нередки ссылки на авторитет Пифагора в вопросах не только науки, но и магии. .