Энциклопедия Кольера - ройс джосайя
Ройс джосайя
ДЖОСАЙЯ РОЙС(1855-1916), американский философ, родился 20 ноября 1855 в Грасс-Валли (шт. Калифорния). Получил образование в незадолго до того учрежденном Калифорнийском университете, учился в Лейпцигском и Геттингенском университетах. Получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса (1878), где слушал лекции У.
Джемса и Ч.С.Пирса. В том же году получил назначение преподавателем английского языка Калифорнийского университета. Четыре года спустя по ходатайству Джемса его пригласили в Гарвардский университет, и все 34 года работы там он был одним из самых известных его профессоров. Ройс также был президентом Американской философской ассоциации и Американской психологической ассоциации.
Вместе со своими коллегами в Гарварде У.Джемсом, Дж.Палмером и Дж.Сантаяной повлиял на формирование взглядов многих известных американских философов. Умер Ройс 14 сентября 1916 в Кеймбридже (шт. Массачусетс). Ройс придерживался позиции абсолютного идеализма. В своей главной работе Мир и индивид (The World and the Individual, 1900-1901) он начинает рассуждение с анализа познания.Каким образом идея относится к объекту? В идее можно выделить два типа значения: внутреннее и внешнее. Внутреннее значение есть, в сущности, целенаправленный процесс воплощения в нашем опыте присущих объекту характерных черт. Внешнее значение есть объект такой, как он есть в действительности. Всякое мышление является попыткой внутреннего значения "догнать" внешнее и уравнять себя с ним.
Что здесь требуется для успеха? В качестве ответа можно привести иллюстрацию. Представим себе некую гору. Наше мышление об этой горе абстрактно, оно содержит лишь несколько отдельных характерных ее черт. Чтобы сделать его вполне определенным, мы должны добавить определяющие особенности и уточнить их отношения к другим вещам.
Когда мы включим в мышление все особенности и отношения, между мышлением и его объектом не останется различий. Внутреннее значение завершит себя во внешнем значении. Однако, достигнув этого, мы обнаружим, что в итоге имеем дело не просто с отдельной вещью, но с системой, в которую включены все вещи, завершенной и разумной целостностью.
Эта целостность есть Абсолют. Для Ройса Абсолют это разум. Отдельные человеческие разумы суть его фрагменты, и в каждом имеется, как в идее, цель, которая может найти окончательное осуществление только в самом Абсолюте. Эти идеи Ройса послужили основой для его теорий истины и заблуждения, правильного и неправильного, общества и религии.Верование истинно постольку, поскольку может войти без исправления в более широкое сознание; если оно не может этого сделать, то оно ложно. Поступок правилен постольку, поскольку может найти одобрение у более широкого человеческого сообщества, членами которого мы являемся. Ройс не связывал себя какой-то конкретной религией, однако был глубоко религиозным человеком.
Известны его "религия преданности" и соответствующая этическая система, согласно которой высшее благо состоит в полной преданности человека какому-либо делу. Концепция Абсолюта Ройса для многих была единственным понятием Бога, недоступным для нападок "высокомерной критики" и науки. Возможно, именно с религиозной точки зрения его система и оказалась наиболее уязвимой.
Ройс так и не разъяснил, каким образом конечные самости могут сохранять свою отдельность внутри абсолютного Я; почему совершенный разум должен воплощать себя в ошибках и зле и почему вообще он должен себя воплощать. Среди главных трудов Ройса Религиозный аспект философии (The Religious Aspect of Philosophy, 1885); Дух современной философии (The Spirit of Modern Philosophy, 1892); Понятие Бога (The Conception of God, 1897); Исследование Добра и Зла (Studies of Good and Evil, 1898); Философия преданности (The Philosophy of Loyalty, 1908) и посмертная работа Лекции о современном идеализме (Lectures on Modern Idealism, 1919). .