Энциклопедия Кольера - розанов василий васильевич
Розанов василий васильевич
(1856-1919), русский философ, писатель, публицист, религиозный мыслитель. Родился в городе Ветлуга Костромской губернии 20 апреля 1856. Ранняя смерть отца лишила семью относительного материального благополучия. Последовали годы "жизни на грани нищеты". "Я вышел из мерзости запустения", писал впоследствии Розанов. После смерти матери Розанова воспитывал его старший брат.
Гимназическое образование Розанов завершил в Нижнем Новгороде. Среди духовных наставников юного Розанова Белинский, Писарев, Добролюбов, а также популярные в России в 1860-1870-е годах Милль, Фохт, Бокль. Розанов окончил историко-филологический факультет Московского университета (1878-1882). В течение одиннадцати лет после окончания университета работал учителем гимназии в провинции.
В 1893 переехал в Петербург и работал чиновником. В 1899 он оставил службу и стал постоянным сотрудником "Нового времени" А.С.Суворина, где и работал вплоть до закрытия газеты в 1917. Первый значительный философский труд Розанова О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (1886). Книга на встретила никакого отклика, что стало серьезным потрясением для автора. "Встреть книга какой-нибудь привет, я бы на всю жизнь остался "философом". Но книга ничего не вызвала... Тогда я перешел к критике, публицистике...", вспоминал Розанов. "Понимание" в книге Розанова универсальное метафизическое начало, "потенциально" способное определить цельность знания и бытия, единство "познающего, познавания и познаваемого".Именно понимание связывает, реально преодолевая всяческий дуализм, "параллельные" миры бытия и разума. Раскрыть то, что уже дано в сознании, "но только закрыто еще, непознанное" это, по Розанову, и является основной задачей философского разума. Неповторимый розановский литературный стиль формируется в 1890-е годы, когда он, обосновавшись в Петербурге и поддерживая близкие отношения с видными представителями российского консерватизма (Страховым, Леонтьевым, Рачинским и др.
), все силы отдает публицистике. При всех изменениях мировоззренческой позиции Розанова, его, как и Леонтьева, можно считать "идейным консерватором". Он был таковым, когда утверждал, что формирование личности определяется "типом жизни" и что только в религии человек получает "полноту сознания о себе", а истинной школой в конечном счете является семья.
В русле консерватизма он рассуждал о возможностях "отсечения" русско-славянского мира от Запада, погружающегося в духовный и культурный кризис. Не прошел Розанов-консерватор и мимо марксизма, отметив его идеологическое сходство с народничеством. Критически относился к литературному декадентству, усматривая его корни в западном реализме и натурализме.
Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова становится его оригинальная метафизика пола. В 1898 в одном из писем он формулирует свое понимание пола: "Пол в человеке не орган и не функция, не мясо и не физиология но зиждительное лицо... Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее из Него и от Него". Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия."Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, т.е. что это загадка рождающегося пола". В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, "ночной" сфере человеческого бытия: в сфере половой любви.
Розанову было чуждо то метафизическое пренебрежение родовой жизнью, которое в истории европейской и русской мысли представлено многими яркими именами. Философ-платоник, певец Вечной Женственности Вл.С.Соловьев сравнивал процесс продолжения рода человеческого с бесконечной вереницей смертей. Розанов же каждое рождение считал чудом раскрытием связи земного мира с миром трансцендентным: "узел пола в младенце", который "с того света приходит", "от Бога его душа ниспадает". Любовь, семья, рождение это для Розанова и есть само бытие, и он готов был говорить об "онтологии" половой любви. Розановская апология телесности, его отказ видеть в теле, и прежде всего в половой любви, нечто низшее и тем более постыдное, в гораздо большей степени спиритуалистичны, чем натуралистичны.Розанов постоянно подчеркивал духовную направленность своей философии: "Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, которые не имели бы в себе духовного начала", "пол выходит из границ естества, он вместе естественен и сверхъестественен" и т.п. Религиозная позиция Розанова с течением времени претерпела серьезные изменения.
В конце 1890-х годов он, сопоставляя стоицизм и христианство, утверждал: "Стоицизм есть благоухание смерти, христианство пот, муки и радость рождающей матери, крик новорожденного младенца... Христианство без буйства, без вина и опьянения есть полная веселость, удивительная легкость духа, никакого уныния...".Позднее он приходит к выводу, что "из подражания Христу... в момент Голгофы образовалось неутомимое искание страданий" Лично глубоко религиозный и никогда не отрекавшийся от православия (уже в последние годы жизни, отвечая на упреки в христоборчестве, заявляет, что "нисколько не против Христа"), Розанов видит суть религии в мироотрицании: "Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь... Иночество составляет метафизику христианства".
Привязанный сердцем и умом ко всему земному, верящий в святость плоти, Розанов жаждал от религии прямого и непосредственного спасения и признания (отсюда тяготение к язычеству и Ветхому Завету). Путь через Голгофу, через "попрание" смерти Крестом, этот путь христианства представлялся позднему Розанову едва ли не равносильным отрицанию бытия вообще. Последние годы жизни Розанова прошли в Сергиевом Посаде. Умер Розанов в Сергиевом Посаде 5 февраля 1919, похоронен в Гефсиманском скиту рядом с К.Н.Леонтьевым.ЛИТЕРАТУРА
Спасовский М.М. В.В.Розанов в последние годы своей жизни. Берлин, 1939 Розанов В.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Розанов В.В. Уединенное. М., 1990 Розанов В.В. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1994-1995 .