Энциклопедия Кольера - шлегель карл вильгельм фридрих
Шлегель карл вильгельм фридрих
(Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von)
(1772-1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Геттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und Rmer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und Rmer, незаконч., 1798). Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт.
1-2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков "Атенеум" (тт. 1-3, 1798-1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию.
Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической "аморальности", обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М. Мендельсона, 1729-1786), на которой он женился в 1804.В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы "Европа" (1803-1805) и "Поэтический дневник" (1805-1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой. Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат.
В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, О новой истории (ber die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1-2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт.1-2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829.
Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной "истории идей", или "истории духа" (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.ЛИТЕРАТУРА
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика, тт. 1-2. М., 1983 .