Энциклопедия Кольера - шуман роберт
Шуман роберт
РОБЕРТ ШУМАН(1810-1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И.
П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана. В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста.
В 1830 он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиции у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить.Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий "Новый музыкальный журнал" ("Neue Zeitschrift fr Musik"), который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи.
Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства). В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя Клару Вик, выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.
Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856. Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к поиску новых выразительных средств.
Шуман испробовал свои силы почти во всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки (Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную лиризма Фантазию. Песни Шумана лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в циклы открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко содержащая чудесные находки.Шумановские аккомпанементы предъявляют к исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины).
Иногда фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих великолепных песенных циклов Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und Leben) на стихи А.
фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи горячо любимого Шуманом Г.Гейне. Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например, его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу посвящением ему Фантазии.
Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, в Детских сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного обаяния.
ЛИТЕРАТУРА
Амброс А. В., Р. Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988 .