Энциклопедия Кольера - симон клод
Симон клод
Мобилизованный в начале Второй мировой войны, был свидетелем разгрома французской армии в сражении на Мезе в мае 1940, попал в плен все эти события послужили материалом для Дорог Фландрии (La Route des Flandres, 1960). Хотя в его творчестве наблюдается значительная эволюция стилистических и композиционных решений, книги Симона неизменно остаются тесно соотнесенными с миром живописи и коллажа.
Уже с первых его романов очевидны некоторые устойчивые особенности стиля, композиции и тематики: отказ от традиционной хронологической последовательности рассказа, использование многих точек зрения, отступления от основной повествовательной линии, доминирующая роль памяти, обезоруживающая роль случая. Свидетельства сформировавшейся писательской манеры Симона романы Ветер (Le Vent, 1957) и Трава (Le Herbe, 1958).
В них единое авторское сознание безуспешно пытается придать упорядоченность и некий смысл цепочке давних событий, воспоминаний, несовместимых восприятий. Дороги Фландрии и История (Histoire, 1967) два самых известных романа Симона; между ними немало общего, в особенности характер и роль сознания повествователя, который, размышляя о событиях прошлого, все время корректирует собственные впечатления.
Битва при Фарсалии (La Bataille de Pharsale, 1969) и Тела-проводники (Les Corps conducteurs, 1971) обозначили поворотный пункт в творчестве Симона, сосредоточившегося на самом материале писательства, на порождающей способности слова, образа, литературного знака, на текстуальном производстве и воспроизводстве смысла. Сам язык становится для повествования источником познания и открытий.
В текст вводятся фрагменты из более ранних книг Симона и заимствования из других авторов. Симон использует и изобразительные возможности кине-матографа, живописи, почтовых открыток, фотографии. В Георгиках (Les Georgiques, 1989) Симон вновь затронул темы 1960-х годов повторяемость истории, цикличный характер смерти, разложения и нового рождения, отказ от иерархии и абсолютов.
Вместе с тем он попрежнему поглощен постмодернисткими пристрастиями к конструированию и деконструкции смысла посредством языка и к неупрощенному разграничению литературы, истории и повседневной реальности.ЛИТЕРАТУРА
Симон К. Дороги Фландрии. М., 1983 .