Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - степун федор августович

Степун федор августович

(1884-1965), русский философ, литератор. Родился 6 февраля 1884 в Москве в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902-1909). Научным руководителем его был В.Виндельбанд. В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл.С.Соловьева. В 1910-1914 входил в редакционный совет журнала "Логос", выступал в роли литературного и театрального критика, следуя принципам эстетики символизма.

Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт нашел отражение в книге Степуна Записки прапорщика-артиллериста (1918). В политическом плане был близок к эсерам и после Февральской революции стал депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе военного министерства Временного правительства.

После Октябрьской революции сотрудничал в созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издал литературный сборник Шиповник (1922), публиковался в журналах "Искусство театра", "Театральное обозрение", преподавал в театральных училищах. В 1922 был выслан из России. В Германии в 1923 издал книги Жизнь и творчество и Основные проблемы театра.

Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э. Гуссерля. С 1926 профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931-1939 вместе с Г.П.Федотовым издавал журнал "Новый град", в котором развивал идеи христианского социализма. Был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений нацистами в 1937. С 1946 профессор философского факультета Мюнхенского университета.

Умер Степун в Мюнхене 23 февраля 1965. В творчестве Степуна кантианский трансцендентализм сочетается с принципами религиозной метафизики (преимущественно с принципами метафизики всеединства и идеями Вл.С.Соловьева). Познавательное и онтологическое единство ("положительное всеединство") с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории.

В то же время в понимании культуры он был близок к позиции Н.А.Бердяева. Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать субъект-объектного дуализма и всегда в конечном счете есть "неудача" творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого "расщепления" бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях "жизненного" и культурного миров.

Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход, причем бесповоротный, из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе Основные проблемы театра Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний коммфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества.

Художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет "узреть" цельность бытия и осветить те "донаучные" и "дотеоретические" области, в которых коренятся все убеждения и представления человека.

ЛИТЕРАТУРА

Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923 Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся, тт. 1-2. Нью-Йорк, 1956 Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое степун федор августович
Значение слова степун федор августович
Что означает степун федор августович
Толкование слова степун федор августович
Определение термина степун федор августович
stepun fedor avgustovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины