Энциклопедия Кольера - ти-юн
Ти-юн
(у1, см. Ю-у).
Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие"-ю (Чун ю лунь О почитании наличия/бытия). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изначальную пневму" (юань ци1), пребывающую в состоянии "покоя"
(цзин2, см. Дун-цзин),
тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" (Лао-цзы чжу Комментарий к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11-12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы"-ли1, а в качестве "проявления" "образы"
(сян1, см. Сян Шу Чжи Сюэ) мироздания.
Чжу Си перенес дихотомию ти юн также на соотношение "[[индивидуальной]] природы" (син1) и "чувств" (цин2) (Чжу-цзы юй лэй Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам, цз. 5). Принцип ти юн как обозначение дихотомии "основа проявление" использовался в "нумеролотических" медицинских расчетах (иероглиф "ти1" обозначал пораженную систему организма орган и т.п., а иероглиф "юн2" другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия). 3. Дихотомия "принцип (основа) применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжидуном (19 начало 20 в.), предложившим использовать "китайскую науку в качестве основы, западную науку для [[утилитарного]] применения (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн). Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "китайская наука упорядочивает тело/личность (шэнь2) и сердце (синь1), западная наука нужна для мирских дел" (Цюань сюэ пянь Советы [[по поводу]] наук). Под "китайской наукой" понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под "западной" наукой" естественнонаучные дисциплины и технические достижения. Этот тезис о соотношении китайской и западной "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании западного опыта.