Энциклопедия Кольера - унитарии
Унитарии
Название "унитарии" указывает на их противоположность "тринитариям" (признающим троичность Бога). Унитарии воспринимают Иисуса как одного из великих учителей человечества и верят в возможность человека достичь спасения. Унитаризм в Европе вырос из учения итальянцев Лелио Соццини, или Социна (1525-1562), и его племянника Фауста Социна (1539-1604) в ходе протестантской Реформации.
Идеи унитаризма Фауст Социн проповедовал в Польше, где сформировалась крепкая община, подвергнутая преследованиям в середине 17 в. В Трансильвании до наших дней сохраняется унитарианская община, у истоков которой стоял проповедник Френсис Дэвид, проникшийся этой верой в 1565. В Англии унитарианское движение возникло внутри движения диссидентов, отколовшихся от англиканства; один из них, Теофил Линдсей (1723-1805), основал первую унитарианскую общину в Лондоне (1774).
Унитаризм распространился также среди английских пресвитериан. Известный церковный деятель и ученый Дж. Пристли (1733-1804) был унитарианским священником, он сформировал и первое Унитарианское общество в Филадельфии (1796). В США унитаризм появился поначалу в конгрегационалистских церквах Новой Англии как реакция на чрезмерную эмоциональность движения Великого пробуждения (с 1734). Степень расхождения во взглядах либералов и консерваторов проявилась в рамках конгрегационализма в 1805, когда ключевой пост профессора теологии в Гарвардском колледже занял унитарий Г.Уэр. Вызванные этим событием острые дебаты привели к многочисленным расколам среди церквей Новой Англии. Наиболее известная формулировка либеральной теологии была предложена У. Чаннингом в его проповеди Унитарианское христианство, прочитанной в Балтиморе (1819). В 1825 была создана Американская унитарианская ассоциация организация с индивидуальным членством; конференция церквей образовалась только в 1865.Еще большей либерализации унитарианских церквей способствовало влияние представителей трансцендентализма Р. У. Эмерсона и Т. Паркера. Паркер привлек внимание унитарианской деноминации к социальным проблемам, и эта тенденция с годами усилилась. Унитарии одними из первых восприняли эволюционные взгляды и применили историко-критический метод анализа к Библии; они продолжали модифицировать свое учение в соответствии с развитием науки.
С 1930-х годов унитаризм испытал влияние "религиозного гуманизма", в соответствии с которым человечество должно отставить нерешенные теологические проблемы и сосредоточиться на задачах, решение которых приведет к лучшей жизни. В 1991 в США и Канаде насчитывалось 1020 унитарианских общин с общим числом членов ок. 193 000, их национальные штаб-квартиры находятся в Бостоне.
Контролируемое унитариями издательство "Бикон-пресс" (Бостон) осуществляет широкую программу по выпуску печатной продукции. С середины 19 в. унитарии поддерживали тесные связи с универсалистами. После нескольких десятилетий совместной деятельности в различных областях религиозного образования организации этих двух церквей проголосовали в 1961 за их объединение в Унитарианско-Универсалистскую ассоциацию.
Удельный вес унитариев среди населения всегда был невысок, но их исключительно большое влияние ощущалось постоянно. Членами церкви были многие ведущие писатели и ученые, включая современников Эмерсона О.Холмса и Г.Лонгфелло, а также крупные политики и деятели образования. В их числе пять президентов США Джон Адамс, Томас Джефферсон, Джон Куинси Адамс, Миллард Филлмор, Уильям Хауард Тафт.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство: Словарь. М., 1994 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998 .