Энциклопедия Кольера - ван би
Ван би
ВАН БИ(226-249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций "чистых бесед" (цин тань).
Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения "Чжоуских перемен", или Основные принципы "Книги перемен" русский перевод А.
А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу (Комментарий к "Чжоуским переменам"); Лао-цзы чжу (Комментарий к "Лао-цзы") наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно, древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл.в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле "Лао-цзы"); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах"). Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников конфуцианцев эпохи Хань (3 в.
до н.э. 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию "ти юн" в значении: "телесная сущность (субстанция) деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)" в Дао дэ цзине (В§ 40), Ван Би отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у1), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун2), "предельная" (цзи2) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см.
Ю-у).
Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см.
ГУА) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. Вэнь) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата символические категории гуа суть "времена" (ши1).Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.
). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 в учении буддийской школы Хуаянь.ЛИТЕРАТУРА
Петров А.А. Bан Би (226-249). Из истории китайской философии. Труды Института востоковедения, т. 13. М. Л., 1936 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .