Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - великовский иммануил

Великовский иммануил

(Velikovsky, Immanuel)

(1895-1979), еврейско-американский историк, утверждавший, что во II и I тысячелетиях до н.э. Земля пережила ряд катастроф, вызванных сближением с Венерой и Марсом. Родился Великовский 10 июня 1895 в Витебске (Белоруссия) в семье известного гебраиста. Изучал право и древнюю историю в Московском свободном университете, а также медицину в Харьковском и Московском университетах.

После получения степени доктора медицины (1921) эмигрировал в Германию. В Берлине основал "Scripta Universitatis", многотомное издание научных трудов под редакцией еврейских ученых (в том числе А.Эйнштейна) с целью подготовить создание Еврейского университета в Иерусалиме. В 1924 переехал в Палестину, где занимался медициной и психотерапией.

В 1930 опубликовал научную работу, в которой впервые показал, что нарушение электрической активности мозга является признаком эпилепсии. Изучал психоанализ в Вене у Вильгельма Штекеля и стал первым в Палестине профессиональным психоаналитиком. В 1939 переехал с семьей в Нью-Йорк в надежде завершить там работу над книгой Сновидения Фрейда (Dreams Freud Dreamed), в которой основное внимание было уделено трем персонажам, интересовавшим Фрейда, Моисею, Эхнатону и Эдипу. В ходе исследований Великовский наткнулся на перевод одного из ключевых памятников египетской письменности папируса "Речения Ипувера, египетского мудреца".

Египетский папирус, который его переводчик Алан Гардинер датировал концом эпохи Среднего царства, описывает ряд событий, практически идентичных "казням египетским", упомянутым в Книге Исхода (VII: 12). В числе этих бедствий потоки крови, лавина камней и огня; загрязнение Нила, в котором вода стала зловонной и непригодной для питья; падеж скота и гибель урожая; наступление длительного периода тьмы, сопровождавшегося грохотом и свирепыми ветрами; бегство рабов, завладевших драгоценностями богатых египтян; и кульминация катастрофы разрушительное землетрясение.

Эти и другие поразительные совпадения между библейским и египетским текстами заставили ученого выдвинуть гипотезу, что рассказ в Исходе не был вымыслом или легендой, но представлял собой отчет об имевшей место катастрофе, сходным образом описанной египтянами и израильтянами. В египетском и древнееврейском текстах описан катаклизм всемирного масштаба; вскоре поразительно сходные описания были обнаружены в преданиях других народов Европы, Азии, Океании, Африки и Нового Света.

Все эти описания катастрофы, хотя и различались в деталях и в мифологическом антураже, совпадали в двух главных пунктах: во-первых, кардинально трансформировалось положение Земли на орбите: "восток" и "запад" поменялись местами, а во-вторых, причиной катастрофы стало некое небесное "божество". О том, что ниспославшими катастрофу великими "богами" в действительности были планеты, недвусмысленно заявляли многие античные авторы, начиная с Платона (Тимей, 22 C-D).

Что касается конкретной планеты, то и здесь наблюдается полное единодушие: на небосклоне возникла Венера. Поначалу она явилась в виде огромной "кометы", рожденной, как считалось, Юпитером. Она вызывала страх, и даже спустя тысячелетие люди (особенно в обеих Америках) старались ее умилостивить человеческими жертвоприношениями.

В конечном счете Венера утратила свойства кометы и перешла на стационарную орбиту. Впрочем, хотя еще Августин писал, что во времена Моисея и Иисуса Навина "яркая звезда Венера... изменила цвет, размер, форму и курс, чего не было никогда ни раньше, ни позже", Великовский, основываясь на относящихся к первому тысячелетию библейских, исторических, геологических и мифологических источниках, пришел к заключению, что прежде чем Венера стабилизировалась на своей нынешней орбите, она вплотную приблизилась к Марсу.

Это вызвало смещение Марса с его орбиты и в период 776-687 до н.э. стало причиной ряда катастрофических сближений Марса и Земли, которые едва не закончились их столкновением.

Пересмотр хронологии. Тезис Великовского о том, что "исход" действительно имел место в указанные в Библии сроки (ок. 1450 до н.э.) и совпал с завоеванием Египта племенами гиксосов, привел к кардинальному пересмотру всей хронологии Древнего мира.

При сопоставлении Библии с традиционной историей Египта сразу бросается в глаза, что египетские хроники, описывающие Палестину, ни в одном пункте не совпадают с библейскими текстами, в то время как библейские описания Египта не имеют аналогов в египетских хрониках (тот же парадокс наблюдается и при сопоставлении греческих и египетских хроник с 7 по 4 вв. до н.э.). Более того, попытки археологов синхронизировать египетские и местные хронологии в европейских странах и на Ближнем Востоке привели к возникновению локальных "темных веков" растянутых на многие столетия периодов полного отсутствия памятников письменности и материальной культуры, равно как и признаков материального и лингвистического обмена между соседними культурами до и после этого "провала в истории".

Предложенная Великовским хронология Древнего мира дала возможное решение этого парадокса путем существенного смещения датировки египетской XVIII династии (с 1575-1320 к 1020-800 до н.э.), XIX династии (с 1320-1200 к 665-525 до н.э.) и XX династии (с 1200-1075 к 390-341 до н.э.). XIX и XX династии, о которых известно лишь по египетским хроникам, при этом оказались идентичны XXVI и XXX династиям, сведения о которых встречаются только в неегипетских источниках.

Подобный пересмотр хронологии позволил заполнить "темные века" и синхронизировать множество событий. Так, выяснилось, что рассказ о путешествии египетской царицы Хатшепсут в Пунт детально совпадает с описанием посещения царицей Савской царя Соломона, а описание сокрушительного поражения Рамсеса II при Кадеше детально совпадает с описанием разгрома Нехо II в битве с Навуходоносором при Кархемише.

Реакция ученых. Эти революционные гипотезы были изложены в четырех детально документированных исследованиях: Столкновение миров (Worlds in Collision, 1950), Века хаоса (Ages in Chaos, vol. 1-3, 1952-1978), Земля в шоке (Earth in Upheaval, 1955) и Эдип и Эхнатон (Oedipus and Akhnaton, 1960). Хотя идеи автора вызвали большой интерес в научной среде, а его книга Столкновение миров долго оставалась в списках бестселлеров, концепцию Великовского отвергли почти все крупные астрономы и археологи-востоковеды. Попытка запретить книгу Столкновения миров не увенчалась успехом, однако постоянные нападки с использованием таких оценок, как "чудак", "шарлатан", "чокнутый" и "псевдонаука", оказались достаточно действенными.

После продолжавшихся четыре десятилетия споров и спустя более 10 лет после смерти Великовского 17 ноября 1979 в Принстоне (шт. Нью-Джерси) лишь немногие ученые открыто поддерживали его теории. Тем не менее результаты космических исследований в последние несколько десятилетий во многом подтвердили центральный тезис Великовского о том, что Венера новая планета, и опровергли распространенную точку зрения, что Венера вращается по своей нынешней орбите уже в течение нескольких миллиардов лет.

В 1950 никто, кроме Великовского, не утверждал, что поверхность Венеры имеет необычайно высокую температуру (в действительности она равна 900В° F, или 750В° К), что ее обращение вокруг своей оси выказывает признаки недавних катаклизмов (это единственная планета с ретроградным обращением, она вращается вокруг своей оси настолько медленно, что ее "день" длиннее, чем ее "год", а приливы и отливы определяются гравитацией Земли, а не Солнца, хотя приливная тяга Солнца во много раз сильнее земной); и что ее атмосфера должна быть насыщена углеводородными соединениями (американский спутник "Пионер-Венера" в 1979 обнаружил значительное количество "первичного" метана). Еще более надежное подтверждение юности Венеры дала радарная съемка ее поверхности со спутника "Магеллан" в 1990-1991, когда были обнаружены сотни огромных и слишком "свежих" для старой планеты кратеров.

К началу 1990-х годов оппозиция астрономов концепции Великовского основывалась главным образом на том, что он не предложил математической модели для своего сценария взаимодействий Венеры, Земли, Луны и Марса, а оппозиция историков на том, что предложенная им хронология древней истории оставила без объяснения ряд археологических аномалий.

Сторонники же Великовского утверждали, что лишь его гипотезы совместимы с новейшими данными о Венере, полученными в ходе космических исследований (и позволили их предсказать), и что математически можно доказать, что соответствия, естественно вытекающие из его хронологии, имеют бесконечно малую вероятность с точки зрения традиционной хронологии Древнего мира.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое великовский иммануил
Значение слова великовский иммануил
Что означает великовский иммануил
Толкование слова великовский иммануил
Определение термина великовский иммануил
velikovskiy immanuil это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины