Современный толковый словарь - антокольский марк матвеевич (1843-1902)
Антокольский марк матвеевич (1843-1902)
российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], российский художник.
Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма.Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой", 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа.
Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант 1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все Русский музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе достигает особой нервной тонкости.
Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889), "Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все Русский музей).Антокольский автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами "искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого.Литература:Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.Марк Антокольский: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог / Государственный Русский музей. СПб., 1994.М. Н. Соколов .