Современный толковый словарь - пикассо (рicasso) пабло (руис-и-пикассо) (25 октября 1881
Пикассо (рicasso) пабло (руис-и-пикассо) (25 октября 1881
Неоклассицизм Уже в картине "Художник и его модель" (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о "художнике-хамелеоне".
В 1917 Пикассо делает декорации для балета "Парад" Э. Сати (текст Ж. Кокто) в "помпейском стиле". Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм.Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному "активизирует" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет Энгром (этот период нередко называют "энгровским"). Сюрреализм При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях.
Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма.
В 1930 художник делает серию из 30 офортов к "Метаморфозам" Овидия. В 1930-37 создает "Сюиту Воллара"; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта и Гойи, сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр превращается в "миф Пикассо", ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание. Война в Испании. "Герника" В 1937 симпатии Пикассо на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт "Мечты и ложь генерала Франко", отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою "Гернику" громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником символом надежды. Послевоенный период В 1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 он рисует знаменитого "Голубя мира", в 1951 пишет картину "Война в Корее" (собрание семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городок Валлорис традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади устанавливается статуя его работы "Человек с ягненком" (1942-44); в крипте храма помещаются живописные панно "Война" и "Мир" (1952).В 1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название "музей Пикассо". В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Расстрел повстанцев" Гойи, "Завтрак на траве" Мане и др.
). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты "позднего Пикассо" представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 в."ПИКВИКИ" ("Пиквикский клуб"), кружок разночинной интеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 "Общество самосовершенствования"). Назван в память о И. И. Введенском, переводчике одноименного романа Ч. Диккенса. Руководители Н. П. Баллин, В. Н. Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды. Имел связи с Харьковско-Киевским обществом, "Колоколом", "Современником". .