Современный толковый словарь - робеспьер (robespierre) максимилиан (1758-94)
Робеспьер (robespierre) максимилиан (1758-94)
Будучи сторонником Руссо, критиковал либеральное большинство Собрания за недостаточный радикализм проводимых реформ. Эти же идеи он развивал с трибуны Якобинского клуба, лидером которого стал. Насыщенные демократической (а порой и демагогической) риторикой выступления принесли Робеспьеру широкую популярность в народе и прозвище "Неподкупный".
После роспуска Национального собрания Робеспьер получил должность общественного обвинителя в уголовном суде Парижа (октябрь 1791) и продолжил активную политическую деятельность в столице. В декабре 1791 апреле 1792 он вел в Якобинском клубе острую дискуссию со сторонниками "экспорта" революции, призывая бороться с "врагами свободы" внутри страны. О необходимости дальнейшего углубления революции он писал в еженедельнике "Защитник конституции" ("Le defenseur de la Constitution") весной-летом 1792.Конвент. Борьба против жирондистовВ ходе восстания 10 августа 1792 самопровозглашенная Коммуна Парижа включила Робеспьера в число своих членов. В сентябре он был избран в Конвент, где вместе с Ж. П. Маратом и Ж. Дантоном возглавил левое крыло ("Гору"), повел ожесточенную борьбу против находившихся у власти жирондистов (сентябрь 1792 май 1793). Подозревая последних в стремлении реставрировать монархию, Робеспьер 3 декабря 1792 предложил без суда казнить Людовика XVI, а когда суд все-таки состоялся, проголосовал за смерть короля (15 января 1793). Террор как средство воплощения идеаловПосле изгнания жирондистов из Конвента в результате восстания 31 мая 2 июня 1793 Робеспьер 26 июля вошел в Комитет общественного спасения. Вместе со своими приверженцами Л. А. Сен-Жюстом и Ж. Кутоном он определял общеполитическую линию революционного правительства и фактически руководил им. В ноябре-декабре он добился прекращения "дехристианизации", проводившейся ультра-левыми (эбертистами), и осудил насаждавшийся ими атеизм.Одновременно он отверг требования сторонников Дантона о прекращении революционного террора. В программной речи 5 февраля 1794 и в последующих выступлениях Робеспьер провозгласил конечной целью революции построение нового общества на основе руссоистских принципов "республиканской морали", опирающейся на искусственно созданную государственную религию культ Верховного существа.
С победой "республиканской добродетели", считал Робеспьер, будут решены все социальные проблемы. Основным средством реализации своей этической утопии он считал террор. ГибельВ марте-апреле 1794 по инициативе Робеспьера и Сен-Жюста были казнены эбертисты и дантонисты. В мае-июне Робеспьер инспирировал общенациональную кампанию по распространению культа Верховного существа.10 июня он и Кутон добились принятия закона, которым вводилась смертная казнь за преступления против республиканской морали, а обвиняемые фактически лишались права на защиту. Начавшийся сразу после этого "Большой террор" затронул все социальные слои и подорвал былую популярность "Неподкупного". Утопические идеалы Робеспьера не встречали поддержки в обществе, а его диктаторские устремления настроили против него подавляющее большинство депутатов Конвента.
27 июля (по революционному календарю 9 термидора) Конвент постановил отдать под суд Робеспьера и его сторонников. Те попытались организовать сопротивление в парижской Ратуше, но были захвачены верными Конвенту войсками и день спустя казнены. Сочинения:Переписка Робеспьера. М., 1925.Избранные произведения. М., 1965. Т. 1-3.Oeuvres completes de Robespierre. Paris, 1912-1967. V. 1-10.Литература:Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.Bouloiseau M. Robespierre. Paris, 1961. А. В. Чудинов .