с. Воронцово, ныне в Москве 12 (24) декабря 1808, Москва], российский художник.
Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения.Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился "вольнорожденным". Учился в петербургской Академии художеств с 1760. Жил в Петербурге, с 1765 в Москве, где имел частную школу. Парадный портретУсвоил стилистику западноевропейского парадного портрета в духе рококо, вероятнее всего, по произведениям работавших в России французских мастеров
Л. Токке и
П. Ротари. Изучал произведения русских и западноевропейских мастеров, собранные в коллекции
И. И. Шувалова, которую он изобразил около 1757 на картине "Кабинет И. И. Шувалова" (известной по копии крепостного художника
А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Вероятно, сотрудничал с
М.
В. Ломоносовым, когда
тот налаживал мозаичное дело в России; в 1758 году последний рекомендует заказать портрет императрицы Елизаветы Петровны (для последующего перевода в мозаику) "Федору". Адъюнкт Академии художеств с 1762, в 1765 стал академиком. В петербургский, "академический"
период исполнил
ряд парадных портретов, в том числе великого князя
Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (1758, Русский музей, повторение в Третьяковской галерее), И.
Г. Орлова в латах (1762-63, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же; вариант во Дворце-музее Павловска). Сравнительно пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и композиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи.Интимный портретБолее удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея), излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои
краски. К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765),
Н.
Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг.), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг.; все там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Обычно погрудные
или поясные, часто овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эффектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Композиционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, что вообще характерно для портретного искусства 18 в.
Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, как бы окутывающей модель серебристой дымкой. В поздних портретах Новосильцовой или Санти формы и краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету.
Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 в. в целом. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в "Портрете" (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого ("Ее глаза как два тумана,/ Полуулыбка, полуплач,/ Ее глаза как два обмана,/ Покрытых мглою неудач.../... Когда потемки наступают / И приближается гроза,/ Со дна души моей мерцают/ Ее прекрасные глаза").
Литература:Лапшина Н.
Ф. С. Рокотов. М., 1959.Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.М. Н. Соколов .