Современный толковый словарь - тургенев иван сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818
Тургенев иван сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818
Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" и не чуждой влиянию М.
Ю. Лермонтова ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 185..1), психологическую драму "Месяц в деревне" (1855).Главное дело этого периода "Записки охотника", цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и Калиныч" (1847; подзаголовок "Из записок охотника" был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе "Смесь" журнала "Современник"); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).
Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало "крестьянской теме" в отечественной словесности, "Записки охотника" стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена "лишнего человека" (проблема, намеченная в "Гамлете Щигровского уезда"), и к осмыслению таинственного ("Бежин луг"), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью ("Певцы"). 1850-е годы. Литературное окружениеВ апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ "Муму"). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью "Два приятеля", знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга "Современника"); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция "Современника"; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании "Стихотворений" Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка", "Фауст" (обе 1856).Романы"Рудиным" (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих "современность" перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок "лишний человек" Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий ("Дворянское гнездо", 1859; события происходят в обстановке близящейся "великой реформы"); "железный" болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но "чужой" и обреченный смерти ("Накануне", 1860); "новый человек" Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт ("Отцы и дети", 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а "новые" люди остаются людьми: "дюжинные" будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж "реакционной" и "революционной" пошлостью персонажи "Дыма" (1867); революционер-народник Нежданов, еще более "новый" человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России ("Новь", 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью "Гамлет и Дон Кихот", 1860).В скитанияхОтбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая "Поездка в Полесье") он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет "Асю", одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского "Русский человек на rendez-vous", 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на "европейский, зимний" и "российский, летний" сезоны.После "Накануне" и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся "Современником" (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с "молодым поколением" усугубился романом "Отцы и дети" (памфлетная статья М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени" в "Современнике", 1862; так называемым "расколом в нигилистах" во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева "Базаров", 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести "Призраки" (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в "Записках охотника" и "Фаусте" мистические мотивы; эта линия получит развитие в "Собаке" (1865), "Истории лейтенанта Ергунова" (1868), "Сне", "Рассказе отца Алексея" (оба 1877), "Песни торжествующей любви" (188..1), "После смерти (Клара Милич)" (1883).Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе "Довольно!" (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср.
пародию Ф. М. Достоевского в романе "Бесы", 187..1).Слава и грустьВ 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г.де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П.
Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874) и упомянутыми выше "таинственными" повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-80) и "Стихотворениям в прозе" (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.Сочинения:Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.Литература:Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.А. С. Немзер .