Казачий словарь-справочник - некрасов
Некрасов
Игнат (дон.) усердный сподвижник атамана Булавина в его борьбе с Петром I за независимость Дона. Н. был с ним от первых дней восстания, а после командовал крупными соединениями восставших Донцов. Был он со своим атаманом и под Старым городом. Именно он распоряжался казнью, старшин — сторонников Москвы, захваченных в Черкасске. После этого он должен был со своим отрядом охранять Дои со стороны Волги.
26 мая 1708 гон осадил г. Саратов, но Калмыки, скопившись у него в тылу принудили его отойти на юг. 17 июня он занял Царицын, оставил там свой гарнизон и пошел на Дон в Голубинский городок. По дороге узнал о гибели Булавина, а потому принял на себя руководство восстанием; собирая в районе Паншина станичные отряды, руководил боевыми операциями, но после нескольких поражения должен был уйти за турецкую границу. 8 сентябре 1708 г. с ним вместе пришли на Кубань около 8 тыс. душ. Поселившись здесь, Н. не прерывал связи с залитым кровью Доном, совершал набеги на русские окраины, посылал к Казакам своих лазутчиков с призывом не смиряться, восставать или уходить к нему на Кубань. Казаки, собравшиеся около него, стали именоваться Некрасовцами и это имя сохранили до наших дней. Н. оставался их бессменным выборным атаманом до самой смерти, т. е. до осени 1737 г. Он пользовался большим авторитетом и составил для своей общины правовой кодекс -«Заветы Игната». Писанный свод Некрасовцы утеряли, но еще и теперь пользуются «Заветами» по памяти. Для них это непререкаемые законы, нарушение которых считалось преступлением. И несомненно в них нашло отражение общеказачье обычное право, соблюдавшееся и у других Казаков до времени окончательного вытеснения его русскими законами. Касаясь всех сторон жизни, «Заветы» предписывали наказания за многие правонарушения. В наше время этнографы, записали с устных пересказов свыше 170 статей этого оригинального свода законов. Абсолютной властью в обществе Некрасовцев «Заветы» наделяли Народное Собрание Круг, которому принадлежало также право квалификации преступлений и проступков и суда над правонарушителями. Круги же избирали ежегодно атаманов, со властью исполнителей общественной воли и с правом требовать беспрекословного послушания. Контролировал действия атаманов Круг, который мог не только сменять их до срока, но и призывать к ответу за неблаговидные поступки. «Заветы» запрещали Казакам родниться с Турками, среди которых они жили; каждый Казак должен был работать в знать какое либо ремесло, но никто из Некрасовцев не мог пользоваться трудом соплеменника для личного обогащения; третья часть заработка обязательно сдавалась в войсковую казну, которая расходовалась на Церковь, школы, оружие, помощь немощным, престарелым, вдовам, сиротам.Совершеннолетие граждан наступало с достижением восемнадцатилетнего возраста, после чего каждый мужчина приобретал полноту общественных прав и должен был участвовать в собраниях Круга и в военных предприятиях. Командные должности разрешалось занимать только после 30 лет, а на посты Войсковых и Походных атаманов можно было выбирать лишь лиц достигших пятидесятилетнего возраста.
В поселениях запрещалось производство и продажа хмельных напитков, запрещалось я их употребление; за непочтительное отношение к старшим полагалась порка; оскорбление родителей и непослушание ими наказывалось батогами. Главой семьи считался муж и отец, который не должен был обижать жену; по ее жалобе Круг мог наказать мужа и даже постановить развод; разврат и насилие над женщиной наказывалось немилосердной поркой, а за измену мужу виновницу погребали в земле по шею или сажали «в куль да в воду»; такое же наказание устанавливалось для убийц; изменники подлежали смертной казни, а за некоторые меньшие вины перед обществом Круг мог изгнать провинившегося и тогда, как польский «банита», он считался вне закона и каждый мог его убить безнаказанно.
В духовной жизни «Заветы» требовали неизменно придерживаться старой веры, никонианское и греческое духовенство у себя к службе не допускать, старообрядческих священников, не выполняющих волю Круга, считать еретиками и изгонять, за богохульство убивать, блажных и безумных, не наказывать; помощь равным оказывать в тайне, чтобы о ней никто не знал.
Помогать явно мог только Круг. Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно тот же хлеб, что и сам ешь. Если Круг, наказав провинившегося, снимал с него своим постановлением позорящее его пятно и считал дело ликвидированным, тогда больше никто не смел стыдить его отбытым наказанием.
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.
Ш.А.Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор издатель А.И.Скрылов
1966-1970
.