История слов - отчитывать
Отчитывать
ОТЧИТАТЬ — ОТЧИТЫВАТЬ
К области народной русской лексики относятся и многие бывшие профессиональные «церковнорусизмы». Таков глагол отчитать — отчитывать.
Глагол отчитать — отчитывать в современной разговорной речи обозначает:
1) `перестать читать, кончить читать; кончить чтение'; 2) `выругать, отделать кого-нибудь, сделать строгий выговор кому-нибудь'. В сущности, перед нами два разных слова — омонима. При этом глагол отчитать в дефинитивном значении `кончить читать' ощущается как слово потенциальное, которое легко может быть образовано в случае необходимости, но которое едва ли входит в общую норму лескической системы современного литературного языка. Глагол же отчитать — отчитывать в значении `выругать, отделать' нам кажется обычным в стиле разговорно-фамильярной речи. Его современное значение сложилось не раньше второй половины XIX в. Оно еще неизвестно Далю, который в своем словаре так определяет значения глагола отчитывать — отчитать: «кончить чтенье, перестать читать; // кого, исцелять чтеньем Евангелий или заклинательных молитв» (сл. Даля 1881, 2, с. 794).
Те же значения указывались и в словаре 1847 г.: «Отчи́тывать, ваю, ваешь, отчита́ть, гл. д. 1) `Оканчивать чтение'. Они отчитали псалтирь по покойнике. 2) `Чтением Евангелий, или заклинательных молитв, исцелять беснуемых'. Этот благочестивый иеромонах отчитал уже многих несчастных».
В словаре 1847 г. по ошибке сюда же присоединен омоним — отчитать со старинным значением `отчислять, не признавать, отвергать'. Например, в Актах Археографич. Экспедиции: «О беззаконныхъ дѣтяхъ, которые прижиты беззаконно, а родители и иные люди ихъ отчитают» (4, с. 206). Уже этот пример показывает, что здесь форма отчитать относится к несовершенному виду (сл. 1847, 3, с. 140). Это, конечно, совсем иное слово (отчитать — отчесть, считать — счесть; вычитать — вычесть; начитать — начесть и т. п.). Любопытно, что словари Академии Российской еще не знают церковного значения (`исцелять чтением') у глагола отчитать. Согласно их указаниям, глагол отчитывать — отчитать значит только `переставать читать' (сл. АР 1806—1822, 4, с. 708).
Между тем, профессиональное церковно-разговорное употребление слова отчитать — отчитывать в значении `исцелять, избавлять' было исстари широко известно и народному языку. Показательно у Даля толкование возвратной формы отчитываться — отчитаться: «`отделаться от чего, освободиться чтеньем'. Нечистый привиделся, насилу отчитался от него!» (сл. Даля 1881, 2, с. 794). Характерны замечания С. В. Максимова в очерках «Нечистая сила» о запойном больном: «Пока догадаются исцелить такого человека единственным надежным средством — отчитываньем, т. е. пока не прочитают над ним всей псалтири три раза, — враг человеческого рода не перестанет смущать и производить свои козни, коварно и привязчиво» (Максимов, 1912, 18, с. 16). «Колдуны же отнимают у человека разум, делают его припадочным, возбуждают у мужа отвращение к жене и обратно и, вообще, нагоняют все те болезни, от которых бедняков отчитывают, а людей достаточных возят по монастырям к св. мощам» (там же, с. 143).
Значение `выругать, отделать' могло развиться в глаголе отчитать — отчитывать лишь на почве разговорно-иронического переосмысления этого профессионально-культового, церковного значения `исцелять посредством чтения молитв, богослужебных текстов'. Это значение вполне установилось в литературном употреблении только в середине XIX в.
Д. Н. Ушаков в «Материалах по народным верованиям великоруссов» поместил такой рассказ: «Как о средстве избавиться от губительного действия заломов, сообщается об их ”отчитывании“. Одна колдунья открыла на духу священнику, что имеет дело с чертями и пользуется их услугами; священник наложил на нее эпитимию и лишил причастия. Колдунья долго упрашивала снять с нее эпитимию, но священник настоял на своем. Желая отомстить, колдунья забралась в огород к священнику и сделала на капусте заломы. Заметив их, священник принес в огород книгу и стал читать над капустой; к концу чтения является в огород колдунья и, бросившись в ноги священнику, молит о прощении. Священник простил с условием никогда больше не делать заломов. Но вскоре священник заметил заломы на своих яблонях. Тотчас же сходил за книгой и начал отчитывать их; во время чтения вновь прибегает колдунья и просит не дочитывать книги и простить ее. На этот раз священник дочитал книгу до конца и выгнал из сада колдунью, не простив ее. Уничтожив затем заломы, он успокоился. Вскоре прибегает к нему сын колдуньи и просит священника приобщить его умирающую мать. Тот долго не соглашался, но затем исповедовал и приобщил колдунью. Тогда колдунья сползла с постели на порог и умерла в страшных мучениях» (Этнограф. обозр. 1896, № 2—3, с. 174).