История слов - сословие
Сословие
СОСЛОВИЕ
К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV — XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою, вероятно, перевод греч. σύγκλητος (Преображенский, 2, с. 36). По Горяеву, сословие — это «класс народа, связанный с известным наименованием — словом» (ср. звание) (Горяев, Этимолог, cл., 1886, с. 338). И. И. Срезневский мог привести пример на употребления этого слова лишь из сочинений Григория Цамвлака со значением `лик, собрание' [звание]: «И предсташа весь лик богословецъ, исходныя пѣсни пояху, честь воздающе апостольскаго сословия» (Срезневский, 3, с. 822).
По-видимому, слово сословие было до XVII в. принадлежностью торжественного церковно-книжного стиля и не выражало общественно-политического значения.
М. Р. Фасмер, сославшись на старославянско-греко-латинский лексикон Ф. Р. Миклошича, связывает ц.-слав. сословие с греческим κατάλογος. Но это — объяснение не этимологии слова, а только одного из его значений. Характерно, что в «Алфавите иностранных речей» (XVII в.) каталог определяется как «сословие или согласие» (110 об.).
М. Р. Фасмер, не отвергая предложенного А. Преображенским сопоставления слова сословие с греч. σύγκλητος, вместе с тем предпочитает ему сближение с греч. σύλλογος, `Versammlung, Zusammenkunft' (Vasmer, 2, с. 701).
В древнерусском литературном языке слово сословие начинает встречаться в списках XVI в. (иногда с памятников XIII — XIV вв.). Его значение — `звание, принадлежность к той или иной категории по разграничению разрядов, состояний, духовных качеств и свойств людей в системе религиозно-моральной классификации'. Например, в «Житии Авраамия Смоленского» (по списку XVI в., памятник относится к XIII в.): «Подобаеть Смоленскому граду и всемъ православнымъ людемъ и постникомъ сословие великого въ постницехъ похвалити и праздновать новаго во святыхъ блаженнаго Авраамия...» (Памятники древнерусск. лит., вып. 1, с. 141). Ср. в Пахомиевской редакции жития Сергия Радонежского: «Приидѣте честное и святое постникъ сословие» (Жития Сергия Радонежского, с. 3); в славяно-русском «Прологе» (XVIII в.) — из «Похвального слова Епифания»: «Приидите честное и святое постникъ сословие, приидите отцы и братия...» (Памятники древнерусск. церк.-учительн. лит-ры, с. 20).
В «Откровении Мефодия Патарского» (по списку XVI в.): «Смѣреномудрии бо христиане мльчаливии свободнии прѣпростии прѣмудрии избрании ни во что будут вь врѣмя оно, но вь мѣсто их будут чтоми самолюбци сребролюбцы сварливии грьделивии хулници хыщници лихоимце смѣхотворци и прочее сьсловие таковых жде имен...» (Истрин, Откровение, с. 111; ср. Памятники отреч. русск. лит., т. 2, с. 222—223). В «Словаре» Памвы Берынды: «Съчисление, съсловие: поличѣнье, порахованье, в купу зобранье, реестр» (Сахаров, 2, с. 103; ср. Берында П., Лексикон, с. 130).
Слово сословие приобретает, таким образом, очень широкое значение: `собрание, общество, сообщество'. В «Великих Минеях-Четиях» (XVI в.): «Священно убо и достойнословесное все мученическое съсловие, страстию юже от страсти отдав благодеть; кровию же еже от крови спасу всех въздание исплънив» (сент. 14—24, с. 1346). В «Повести о святых и богопроходных местах святого града Иерусалима, приписываемой Гавриилу Назаретскому архиепископу 1651 г.» (сп. XVII в.): «О девятом же часѣдня облачится патриарх и все священное сословие во всю священную одежду и чинят обхождение около святаго гроба трищи» (Прасовсл, палестинок, сб., с. 5). Ср. в бумагах Петровского времени выражение «христианское сословие». В «Духовном Регламенте» (1776): «Во первых бо извѣстнѣе взыскуется истина соборным сословием, нежели единым лицем» (с. 8).
Контексты связей слова сословие в значении `собрание, совокупность' все расширяются, особенно в XVIII в. В «Полемических статьях против протестанства» Симеона Полоцкого (рукоп. БАН, XVII в.): «Еретици... всю книгу сию [вторые книги Маккавейские] неправильну быти наричюще из сословия книг священного писания вымазуют, противящеся святѣи Кафолической церкви» (170 об.). В «Врачевальных молитвах», изданных А. И. Алмазовым (сп. XV — XVIII в.): «Молю и прошю святаго сбора пророческого: Захарию, Ιоанна предтечю... Молю и сословие святых праведных богоотець: Иоакима и Анну, Иосифа обрученика, Давида пророка и царя, Иакова, брата божия, Симеона богоприемца и Симеона сродника о господня». Ср. в «Четьях-Минеях» (апрель 22—30): «сословие верных».
По-видимому, в русском литературном языке XVIII в. продо лжало сохраняться и следующее значение слова сословие — `реестр, каталог, собрание, систематический перечень'. В «Науке красноречия си есть Риторике» (рукоп. XVIII в., Библ. Смоленск. пед. ин-та): «Арифметика, сиречь числительница, от арифмосъ гречески, сиречь от числа происходит есть же арифметика сведение чисел и сословие» (л. 1852).
В «Лексиконе треязычном» Ф. Поликарпова читаем: « Сословие, зри причет, и собрание». Ср. «Причет, κατάλογος, numerus, catalogus»; «Причет рода, зри родословие» (т. 2, с. 57 об.); «Собрание, συναγωγη, σύλλεξις, συναθροισμός, , συνάθροσις, 〄θροισμος, συλλογή, congestico, congeries, collectio, coactio» (т. 2, с. 105).
В изданном Ленинградским университетом и приписываемом В. Н. Татищеву «Рукописном лексиконе первой половины XVIII в.» (Л., 1964) слово сословие не помещено.
В русском литературном языке XVIII в. для выражения тех значений, которые у нас сочетались со словом сословие с начала XIX в.: (1. общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями; 2. корпорация, группа лиц, объединенных профессиональными интересами или однородными занятиями), употреблялось преимущественно слово состояние (ср. немецкое Stand, франц. état). Например, в «Полном немецко-российском лексиконе...» Аделунга (1798) Stand, между прочим, переводится через состояние, род, происхождение, чин (ср. der bürgerliche Stand, der geistliche Stand, der Kriegesstand, der Bauernstand — гражданское, духовное, военное, крестьянское состояние: der Adelstand — дворянство (т. 2, с. 558).
В «Словаре Академии Российской» (1822) сословие истолковывается так: «Собрание присутствующих где-либо особ; общество состоящее из известного числа членов» (ч. 6, с. 395).