Литературная энциклопедия - вазов
Связанные словари
Вазов
Сентиментальная наивность этих стихов В., его эволюционные, просвещенческие взгляды, особенно его симпатии к купеческому сословию дали повод современнику, социалисту-поэту Ботеву, написать свою замечательную эпиграмму: «Зачем не родился я Вазовым? Тогда воспевал бы я веру в то, что овцой станет волк и, как овца, будет блеять поэт».
Творчество Вазова выражает идеологию и этапы развития болгарской буржуазии после освободительной войны. В этом отношении очень характерны его лирические произведения: сборник стихов «Тъгите на България» отражает предосвободительный период; «Освобождение» (1878) освобождение Болгарии; «Сливница» (1886) победу болгарскрй армии и поражение сербов; «Под гръма на пободите» победу болгарского оружия в балканской войне; «Песен за Македония» (1915) и «Нови екове» (1917) победный марш болгарской армии в империалистической войне 1914-1918; «Не ще загино».В. служил так верно буржуазии, как никто другой из поэтов и писателей Болгарии. Во время балканской и империалистической войн жрец Аполлона превратился в вульгарного шовиниста. Признательная буржуазия за это наградила его званием «национального» поэта.Не случайно поэтому Вазов был членом реакционнейшей партии «народняков», партии банкиров и представителей экспортного капитала, не случайно он был министром народного просвещения в кабинете Стоилова (1897), когда пал от руки убийцы того же кабинета один из самых выдающихся прогрессивных болгарских писателей Алеко Константинов, бессмертный автор «Бай Ганю».
Свой социально-политический идеал В. воплотил в образе Странского, героя романа «Новая земля» (1903) последней части эпической трилогии, в к-рую входят еще «Чичовцы» (1884) и «Под игото» (1889).В «Чичовцы» В. отразил жизнь болгарского народа 60-х гг. прошлого столетия, когда во мраке политической ночи освободительная идея мерцала, как далекая звезда. Роман «Под игото» является отражением бурной освободительной эпохи борьбы болгарского народа против турецкого владычества. Сюжет романа разгром средногорского восстания 1876 года. Вазову в этом произведении удалось нарисовать яркую картину жизни Болгарии в доосвободительную эпоху; он здесь изобразил как представителей революционного и эволюционного крыла в революционном движении, так и взаимоотношения различных классовых групп. С особенной любовью и довольно подробно В. рисует жизнь «чорбаджи» Марка, которого герой романа Огняков склонил на сторону революции. Роман «Под игото» пользовался большой популярностью: он был созвучен революционным настроениям молодого поколения, боровшегося в новой обстановке с тем же героизмом. Роман переведен на иностранные яз. В романе «Новая земля» В. изображает жизнь освобожденной уже Болгарии.Здесь нашла отражение борьба организовавшихся политических групп: консерваторов руссофилов и либералов руссофобов. Симпатии автора на стороне консерваторов, поклонников русского царизма, проводников его планов. Героя романа, Странского, Вазов наделил всеми положительными качествами даровитого консерватора, «честного» гражданина, уважающего богатых, подлинного патриота.
Антипод Странского представитель либералов, доктор Доганский, наделен всеми отрицательными качествами. Искусственность в обрисовке этих двух персонажей очевидна. В этом романе В. выступает не только как сторонник консервативного течения, но и как ревностный член своей партии, авторитет к-рой он старается поднять во что бы то ни стало.Кроме названной трилогии Вазов как беллетрист написал: «Драски и шарки» (1843-1895), в двух томах; «Великата рилска пустыня» (1892); «Казаларската царица»; «Легенда при Царевец» и др.Талант Вазова многосторонен. Он проявился как в области лирики и эпоса, так и в области драмы.Из его лирических произведений мы должны отметить еще следующие сборники стихов: «Звукове» (1893), «Скитнишки песни» (1899), «Под нашето нобе» (1903), «Люняка ми замириса» (1920).
Самым лучшим из его лирических сборников считается «Епопея на забровените».Из драматических произведений В. известны: «Хъшове», «Към пропаст», «Борислав». Изобилующие рядом неоправданных сценических эффектов, они мало художественны, и их значение только в том, что они являются первыми драматическими произведениями в болгарской литературе.Определенным этапом в развитии болгарской литературы являются также эпические и лирические произведения В., и в этом его большая литературно-историческая заслуга. Значение В. заключается еще и в том, что он обогатил болгарский яз. в лексическом и евфоническом отношении.
Библиография:
I. На русск. яз. переведено и вышло отд.
изд.: Болгарское восстание накануне последней войны, Киев, 1884; Под игом, СПБ., 1896 (первоначально в журн. «Мир божий», 1896, I-X); То же, изд. «Вятского т-ва», Вятка, 1904; Рассказы Вазова, перев. и вступит. ст. А. Сиротинина, СПБ., 1904; Соседи, перев. И. Дятлова, изд. «Польза», М., 1914. Переводы на русск. яз. появлялись также в журналах и газетах: «Дело», 1886, VII; «Живописное обозрение», 1892, № 29; «Мир божий», 1896, I-Х; «Русск.
ведомости», 1898, №№ 8, 112; «Русское богатство», 1900, IX; 1902, I; «Нива», 1902, № 19; «Слав. век», 1902, №№ 48, 50; 1903, №№ 71, 75; 1904, № 81; «Север», 1902, №№ 21, 22; 1907, № 23; «Волынь», 1903, №№ 126, 246; «Истор. вестн.», 1903, VII, IX; «Нар. образ.», 1908, X и в сборн. «Славянская муза», В. Уманова-Каплуновского, СПБ., 1904.II. Бобчев И., Иван Вазов, Биография, «Слав. век», 1903, № 71; Яцимирский А., Иван Вазов и его поэзия и проза, «Вестник иностранной литературы», 1906, II; Уманов-Каплуновский В., Иван Вазов народный болгарский поэт-гражданин, «Историч. вестник», 1908, V; Г-в, Историческая драма Вазова, «Слав. изв.», 1908, I-III; Минчо-Делянов, Вазов, Величков, Михайловский, «Славянский мир», 1910, II. .