Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - адам зерникав

Адам зерникав

— православный богослов и монах Киево-Печерской лавры, писатель; род. в Кенигсберге 11 (21) сентября 1652 года, умер в лавре в 1693 или 1694 году. Отец его — голштинец, золотых дел мастер, славянин по происхождению, мать — немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера. Зерникав — онемеченное славянское прозвание Черников — отнюдь не означает Черниговца. После смерти в 1658 г. своего отца Адам воспитывался у второго мужа матери, золотых дел мастера Я. Гофмана; со смертью матери (1666 г.) Адам хотел оставить школу, но, видя его успехи, учителя убедили Зерникава продолжать курс, а затем поступить и в Альбертинскую академию. Здесь Адам слушал право, политику, медицину и, главным образом, богословие под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера в 1669— 1672 гг. Дрейер, будучи протестантом, учил уважать авторитет одной восточной церкви, а также соборов и св. отцов. В Альбертинской академии Зерникав прочитал написанное в Гельмштадте Митрофаном Критопулом "Исповедание веры Восточной церкви" — и оно произвело на него глубокое впечатление. Окончив курс академии, Адам занялся изучением римского права в Йене (с 2 июня нов. ст. 1673 г.), и раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, "которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам", как говорит Адам в своей автобиографии. С целью быть полезным в России он, кроме римского права, занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и отцов восточной церкви, в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, в 1678 г. переехал в Париж и в следующем году предпринял путешествие в Италию. Отсюда, через Вену и Варшаву, он проехал в Вильно, где прожил зиму. В 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу, к которому имел рекомендательное письмо. Преосвященному открыл он свое намерение присоединиться к православию и ехать в Москву. Но архипастырь советовал прежде изучить русский язык; узнав же, что Адам изучал и военные науки, рекомендовал его гетману, с целью удержать в Малороссии. О соединении с православной церковью преосвященный даже настаивал и, в видах отречения от лютеранства, Адам написал опровержение догматов протестантства, как исповедание веры своей. При этом он составил и опровержение доводов поляка Цеховского о происхождении Св. Духа, что сильно и давно уже занимало ум Адама; кроме того, в это время он обработал трактат "О крещении". Писал еще Адам записки политического содержания. 20 сентября 1680 г. присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры по-латыни. Уже православным прибыл Адам в Киев, где настоятель лавры, архимандрит Иннокентий Гизель, был тоже обратившийся в православие протестант. Адам сблизился с ним и, воротясь в Чернигов, отправился оттуда с Димитрием, потом святым Ростовским, в Батурин, где представлялся гетману, уговорившему его вступить к себе в службу. С 9 января 1681 г. Адам поселился в Батурине и, в ожидании летней кампании, могущей угрожать Батурину, составил проект укрепления его по правилам фортификации. Затем он думал ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Адама. Тем не менее в 1683 году Адам был в Москве, с 6 февраля по 14 марта, и из виденного там вывел заключение, что поправить к лучшему положение свое службой в России не удастся. Потерпев неудачу, он написал в виде исповеди дошедшую до нас "Автобиографическую записку" и постригся в монахи. Это совершилось, вероятно, осенью 1683 г., потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года. Записка эта была оставлена без внимания в конце XVIII в. и список ее, найденный недавно, напечатан в переводе в "Трудах киевской духовной академии", 1860 г., 3 кн., стр. 173—204.

Ф. Ф. Сидонский в Энциклопед. слов., т. I, стр. 572, составил статью "Адам Зерникав" только по латинскому предисловию Самуила Миславского, приложен. к проекту Зерникава "О исхождении Св. Духа от одного Отца" 1682 г., напечат. по-латыни в Кенигсберге, в 2 ч., 1774—75 гг. "История русской литературы" Порфирьева, ч. I, 585; "Словарь" митр. Евгения; "Труды киев. дух. акад.", 1860 г., кн. III.

П. П.

{Половцов}



Адам Зерникав

(или Церникав) — Монах Башуринского Николаевского Крупицкого, а по мнению других, Киево-Печерского Монастыря, знаменитый состязательный Богослов Греко-Российской Церкви. Он родился в Прусском городе Кенигсберге 1652 года Сентября 21 дня. Отец его был родом Голштинец, промыслом золотых дел мастер, а мать природная Кенигсберка. Он издетства учился в городовой Кенигсбергской Гимназии словесным наукам и Латинскому языку, также Логике и Лютеранскому Катехизису. Еще в молодых летах своих лишился он обоих родителей, а с ними всякого пристанища, кроме Гимназии, в коей окончив свои науки, по совету учителей вступил потом в Кенигсбергский Университет. Сперва записался он в Философский Факультет; а по выслушании наук оного, перешел в Богословский и в нем наипаче слушал славных Профессоров Дрейера и Зедлера. Оба сии Профессоры известны более всего прекословиями своим единоверцам во многих догматах веры, так что почти особенную заводили они в Протестанстве секту. От сих-то учителей Зерникав первоначально заимствовал к природному своему Лютеранскому исповеданию недоверчивость, которая после превратилась у него в совершенное отчуждение от оного. Ему случилось тогда еще прочитать Исповедание Восточной Церкви, сочиненное Митрофаном Критопулом, Протосинкеллом Константинопольского Патриарха; от чего он еще более поколебался в своем исповедании, так что, немедленно оставя Богословский Факультет, решился учиться Римской Юриспруденции. Поелику ж наука сия тогда процветала особенно в Иене, то он вознамерился переехать туда. К тому же однажды, читая Бокгорновы Диссертации о Римской Империи, изданные с примечаниями Стригеллиевыми, и нашедши в них мнение, что человеку с дарованием больше чести можно сыскать в чужих землях, нежели в своем отечестве, столько тронулся он сим замечанием, что решился с тех пор проводить всю жизнь в путешествиях.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое адам зерникав
Значение слова адам зерникав
Что означает адам зерникав
Толкование слова адам зерникав
Определение термина адам зерникав
adam zernikav это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):