Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - анненков юрий павлович

Анненков юрий павлович

Ю. Анненков. Портрет Э. Склянского (масло). Музей Красной Армии. Москва.

(р. 1889) — художник. Учился в училище барона Штиглица, у Я. Ф. Циоглинского, затем в Париже у Валлотона, в 1912 работал художником на биологич. станции в Раскове (Бретань). Большой и гибкий талант, он не выработал, однако, собственного художественного языка, но, пройдя целый ряд увлечений — от Репина через старое и новое искусство Запада (Валлотон и Хадлер) к "Миру Искусства", а затем к футуризму и кубизму, не примкнул ни к одному из течений до конца и остался эклектиком. Его первые большие работы маслом ("Желтый траур", "Рай" и др.), театральные постановки ("Нос", "Лулу", "Первый винокур" и др.) и декоративная роспись ("Балаганчик") лежали в плане характерных для группы "Мира Искусства" мистических, гротескных и лубочных стилизаций. В позднейших портретах (М. Кузьмина, М. Шервинского и др.) он ближе всего к М. Шагалу. Столь же многообразен он в сюжетике и технике мастерства (портрет, композиция маслом, театральные декорации, книжная графика и обложки, научные иллюстрации). С начала 20-х гг., однако, все больше вырисовывается его художественная физиономия со стороны сюжета, как портретиста, со стороны техники — как графика и рисовальщика. Здесь он, стремясь к наивысшей характеристике и динамике, использует приемы футуризма и кубизма (сдвиг линии, просвечивающие плоскости, смещение планов, обратная перспектива, опускание одних частей предмета при умножении других и т. п.). Но в основе его портреты и рисунки остаются импрессионистическими, "левизна" же есть ловкий и острый прием, придающий пикантность "салонному" искусству. От "Мира Искусства" у него остались любовь к анекдотическому и "литературный" подход к изображаемому (его сравнивали с Гогартом и Федотовым), что перегружает некоторые его портреты массой подробностей. Он широко пользуется приемами тщательной вырисовки деталей на фоне схематизма целого и сочетания многих планов. Социально А. является выразителем художественного мировоззрения столичной (гл. обр., ленинградской) культурной верхушки интеллигенции (он создал в своих портретах галерею всех почти выдающихся писателей и художников своей эпохи) и отражает все ее идеологические шатания — от мистических исканий предреволюционной эпохи до последующего принятия некоторой ее частью революции (не даром лучшим его произведением является цикл иллюстраций к "Двенадцати" Блока). Этим определяется его эклектизм и отсутствие органической жизни формы в его произведениях. В революционной эпохе он видел преимущественно гротескную и анекдотическую сторону. Индивидуалист и эстет, он в портретах вождей революции (изд. "Культурное шефство") оказался значительно слабее, нежели в портретах представителей старой интеллигенции. Удался ему лишь масленый портрет Л. Д. Троцкого, где в героической композиции дана попытка передать романтику революции, и портрет Э. Склянского. Но с формальной стороны — это наиболее эклектическое из его произведений. В настоящее время А. живет в Париже.

Лит.: Анненков, Ю., Портреты (текст Е. Замятина, М. Кузьмина, М. Бабенчикова), изд. "Алконост", 1922; Бабенчиков, М., Анненков — график и рисовальщик ("Печать и Революция", кн. IV, 1925).

А. Федоров-Давыдов.



Анненков, Юрий Павлович

Род. 1889, в Петропавловске-Камчатском, ум. в 1974, в Париже. Известный график и живописец, талантливый портретист, создавший целую галерею портретов писателей, художников, политических деятелей, художник театра и кино. Живописью занялся еще в гимназические годы, сперва в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, а в 1908 вместе с М. Шагалом — в школе художника С. М. Зейденберга. В том же 1908 г. А. поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1909 занимался в частной мастерской Я. Ф. Ционглинского, профессора Академии художеств, и в 1911 по совету своего педагога отправился в Париж брать уроки рисунка и живописи. Там в 1913 в Салоне Независимых художников А. впервые выставил свои картины. Вернувшись в Россию, попробовал себя в роли иллюстратора (журналы "Театр и искусство", "Сатирикон") и театрального художника. После Октябрьской революции остался в стране, работал (в 1918 отвечал за оформление столицы к первой годовщине революции, писал В. И. Ленина, в 1924 г. участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его, был книжным графиком — иллюстрации к поэме "Двенадцать" Блока изд. 1918). С 1920 г. профессор Академии художеств. Однако засилье идеологии и запрет на всякую свободу творчества привели к тому, что в 1924 г., выехав в Италию на открытие Международной выставки в Венеции, А. не возвратился в Россию. Он поселился в Париже, работал как художник кино и театра. Автор воспоминаний.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое анненков юрий павлович
Значение слова анненков юрий павлович
Что означает анненков юрий павлович
Толкование слова анненков юрий павлович
Определение термина анненков юрий павлович
annenkov yuriy pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):