Большая биографическая энциклопедия - бестужев-марлинский александр александрович
Бестужев-марлинский александр александрович
(настоящая фамилия Бестужев, Марлинский — псевдоним) — писатель, род. 23 октября 1797 г. ум. 7 июля 1837 г. Детство его, по словам брата, М. А. Бестужева, протекло в самых благоприятных условиях. Отец его был человек образованный, душою преданный науке и просвещению. "Наш дом, — рассказывает М. А. Бестужев в своих воспоминаниях, — был богатым музеумом в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу..., слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благотворные элементы окружающих нас стихий... "Прилежный Саша" (т. е. Александр Александрович), читал так много, с такою жадностью, что отец часто бывал принужден на время отнимать у него ключи от шкафов... Тогда он промышлял себе книги контрабандой — какие-либо романы или сказки". 10-ти лет А. А. поступил в горный корпус. По словам брата, А. А. был крайне впечатлительной, экзальтированной натурой. В корпусе он постоянно был первым или из первых, хотя не любил математики и немецкого языка. Литературные наклонности в нем сказались еще на ученической скамье. Будучи в корпусе, он вел дневник. "Непонятно, — говорит брат его, — каким образом, при однообразной корпусной обстановке, он ежедневно находил столько сил в своей ребяческой головке, чтобы наполнить целые страницы дневника, не повторяясь в описаниях происшествий обыденной жизни или в изображении длинной галереи портретов, сменяя веселый тон на более серьезный и даже иногда впадая в сентиментальность". Особенно хороша была та часть дневника, в которой Бестужев в карикатуре чертил портреты своих товарищей, учителей, офицеров и даже служителей. "Очарованный лес" был вторым произведением юного Бестужева. Это была пьеса в 5 актов, составленная для домашнего кукольного театра. В этих двух ранних произведениях будущего Марлинского, по словам его брата, сказались его недостатки и достоинства как писателя. "Недостаток цветистого слога, говорит М. А., был у него врожденный". Вообще Бестужев был мальчиком талантливым, но увлекающимся то тем, то другим. После первых литературных опытов, он начал увлекаться театром. "Упражнения под руководством художников — рассказывает брат, — так развили его декораторский талант, что когда впоследствии в горном корпусе образовался театр, Александр был главным декоратором и костюмером. Брат брал всегда роли самые эффектные". За увлечением театром последовало увлечение морской службой, с которой Бестужев познакомился, пожив несколько времени на корабле у старшего брата, Николая, тогда гардемарина. Бестужев вымолил у матери согласие на оставление горного корпуса и начал деятельно готовиться к экзамену на гардемарина. Вскоре, однако, он оставил это намерение, за трудностью высшей математики, и принялся было за изучение артиллерии и фортификации; в конце же концов, он поступил юнкером в л.-гв. драгунский полк, по предложению генерала Чичерина. Через год, в 1818 г., он был произведен в офицеры. Драгунский полк стоял тогда в Петергофе, и Бестужев жил в Марли, почему первая его критическая статья (в 1821 г. "Письмо к издателям" "Сына отечества") появилась под псевдонимом Марлинского (Марли — небольшой двухэтажный каменный дворец в Петергофе, при входе в нижний сад; он построен при Петре II и назван "Марли" по примеру такого же дворца, находящегося в окрестностях Парижа). Первым печатным произведением Бестужева, помещенным в "Сыне Отечества" 1819 г., ч. 52, стр. 180—181, был "Отрывок из комедии Оптимист". За ним последовал ряд переводов и оригинальных статей по истории, промышленности, истории литературы; они помещались главным образом в "Соревнователе просвещения и благотворения". 15 ноября 1820 г. Бестужев, тогда уже поручик драгунского полка и адъютант при главноуправляющем ведомством путей сообщения Бетанкуре, был избран членом Общества любителей российской словесности. Первым произведением Бестужева, обратившем на себя внимание публики и критики, была его "Поездка в Ревель". Сначала это путешествие печаталось в "Соревнователе", а затем вышло отдельным изданием. За ним последовал ряд критических статеек в том же журнале и в "Сыне Отечества". В 1821 г. Бестужев был избран цензором библиографии Общества при журнале "Соревнователь" и оставался в этом звании до своей ссылки, т. е. в течение 4-х лет. В первой половине 1822 г. Бестужев задумал, вместе с К. Ф. Рылеевым, издавать альманах — тип издания, не появлявшийся у нас со времен карамзинских "Аонид". В 1823 г. действительно вышла в свет "Полярная звезда", встреченная единодушными похвалами журналов и имевшая среди публики огромный успех, что объясняется сотрудничеством в ней лучших тогдашних сил нашей литературы — А. С. Пушкина, Крылова, Жуковского, Дельвига, Баратынского, и др. В "Полярной звезде" 1823 г. особенно замечательна статья Бестужева: "Взгляд на старую и новую словесность в России", из за которой возгорелась полемика. Имели успех среди публики также его повести "Роман и Ольга" и "Вечер на бивуаке". "Полярная звезда" продолжала выходить в 1824 и 1825 гг., имея тот же шумный успех, как и раньше. В этом замечательном по своему времени альманахе Бестужев напечатал за 1824 и 1825 гг. "Взгляды на русскую литературу в течение 1823 и 1824 гг.", целый ряд мелких рецензий, поименованных в статье о Бестужеве г. Семевского, несколько беллетристических произведений, как "Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир" и др. Последние произведения имели меньший успех, чем его обзоры литературы, интересовавшие всех. Несмотря на кратковременность, критическая деятельность Бестужева оставила заметный след в истории русской литературы: Марлинский у нас первый представитель романтической критики, главным деятелем которой позже был Полевой. К 1826 г. готовился четвертый том альманаха, под видоизмененным заглавием "Звездочка", но 14 декабря остановило его. Однако, уцелело несколько напечатанных листов и весь рукописный текст, и этот материал был издан П. А. Ефремовым в "Русской Старине", 1883 г., т. XXXIX. В 1825 г. Бестужев был адъютантом герцога Виртембергского и принадлежал к тайному обществу. 14 декабря он привел батальон московского полка на Сенатскую площадь и был здесь одним из главных действующих лиц. Когда мятежники были рассеяны, Бестужев успел скрыться, но на следующий день сам явился на гауптвахту Зимнего дворца и повинился. Так как степень его соучастия была не так значительна, как двух его братьев, Николая и Михаила, причисленных верховным уголовным судом к 2 разряду, а Высочайшим указом сравненных в наказании с преступниками 1 разряда, то он был сослан в Якутск. С конца 1825 г., в течение трех лет, сочинения Бестужева не появляются в печати. Но и в Сибири он не оставлял литературных занятий: при самом скудном выборе пособий, получаемых из Петербурга, он изучал в Якутске иностранные языки, а также изучал край, нравы жителей; это дало содержание нескольким этнографическим статьям его о Сибири, вошедшим в собрание его сочинений (1832, ч. 1 и 4). Он виделся в Якутске и подружился с ученым путешественником доктором Эрманом. Писал Бестужев в Сибири и стихи, напечатанные только после его смерти (т. XII, изд. 1839 и 1843 гг.). Первым сочинением, появившимся в печати после 1825 г., была первая глава повести в стихах "Андрей, князь Переяславский" (Москва, 1828). Осенью 1829 г., в виде особенной милости, Бестужев был переведен на Кавказ рядовым в черноморский № 10 батальон, с выслугою. Стоя гарнизоном в Дербенте, он принялся за беллетристическую деятельность и первой, написанной им здесь повестью было "Испытание" (напечатано в "Сыне Отечества" 1830 г., без имени автора). Последующие произведения печатались в том же журнале, а также в "Московском Телеграфе" и "Библиотеке для чтения". Из них особенно пользовались известностью: "Страшное гаданье" (1831 г.), "Аммалат-Бек" (1832 г.), "Фрегат Надежда", (1833 г.) и "Мулла-Нур". Марлинский имел огромный круг читателей, хотя критика, в лице Белинского, не разделяла увлечения публики, которой особенно нравились его картины кавказской природы и нравов, описанные хотя напыщенно и изысканно, но бойко и увлекательно. Белинский, признавая в Марлинском выдающийся талант, говорил, что он принадлежит "к числу примечательных и важных в литературном развитии отрицательных деятелей". Марлинский был одним из ярких представителей романтического направления в русской литературе, господствовавшего около 20 лет и уступившего только реалистическому влиянию Пушкина и Гоголя. — На Кавказе Бестужев в совершенстве изучил татарский язык и несколько горских наречий. В стычках с горцами он выказывал чудеса храбрости, как в делах при Байбурге, на мосту Чирчея, под стенами Дербента. За это он был произведен в прапорщики и представлен к георгиевскому кресту, но не получил его, так как попал под суд по обвинению в убийстве у него на квартире (в 1832 г.) его возлюбленной Ольги Нестерцовой, при весьма загадочных обстоятельствах. Полагали, что убийство совершено Марлинским из ревности; однако следствие, пристрастное скорее против Бестужева, чем в его пользу, с очевидностью доказало, что смерть Нестерцовой была просто несчастной случайностью. Последние четыре года своей жизни он охладел ко всему и почти перестал заниматься литературой. При взятии мыса Адлера (Константиковского), Бестужев был в отряде генерала В. Д. Вальховского. Последний неоднократно удерживал его от опасности, прося стоять в кордоне. Но Бестужев, со свойственной ему отчаянной храбростью, слишком углубился вперед, был убит и изрублен горцами в куски. — Первое собрание сочинений Бестужева вышло в 8 томах в 1832—1834 гг.; 2-е издание появилось тоже в 8 томах в 1835—1839 гг.; 3-е (Глазунова), в 9 ч., в 1838—1839 гг. Полное собрание сочинений, ч. IX — XII (продолжение 2 издания), появилось в 1838—1839 гг. Второе полное собрание (а вообще изд. 4-е), в 12 ч., вышло в Петербурге, в 1843 г. Переводы лучших произведений Марлинского сделаны на языки: французский, немецкий, английский, датский, шведский, чешский, грузинский и польский. Подробные указания о переводах приведены у Геннади. За последнее время лучшие произведения Марлинского появились в восьми томиках "Дешевой библиотеки" А. С. Суворина.
М. И. Семевский, биографическая статья о Марлинском и письма последнего, в "Отеч. Записках", т. 130, 1860 г., № 5—7. — "Детство и юность Марлинского", воспоминания М. А. Бестужева в "Русском Слове" 1860 г. № 12. — "Энциклопедич. словарь" Березина, т. IIІ, стр. 581—582. — "Куда девался Марлинский?" В. Савинова, "Семейный круг" 1858, № 1. — Знакомство с Грибоедовым, "Отеч. Записки", т. 132, 1860, № 10. — "Несколько слов о смерти Бестужева", К. Давыдова в "Моск. Вед." 1861 г., № 24. — Письма его к братьям Полевым (1831—1837), в "Рус. Вестнике" 1861 г., т. 32. — Биогр. свед. в "Русск. Старине" 1870, т. I. — "Иллюстрирован. газета" 1870, № 15. — "Из записок Н. И. Греча" в "Русск. Вест." 1868 г., № 8. — По поводу убийства Ольги Нестерцовой см. "Новое Время" 1888 г., №№ 4749, 4752 и 4756. — В № 93 "Харьк. Губ. Вед." от 10 апреля 1891 г. появилось письмо Бестужева к генералу В. Д. Вальховскому с просьбой о переводе в кавалерию. Письмо помещается в фельетоне под заглавием "Из семейного архива "Каменки". — Из критических статей о Марлинском особенно важна статья Белинского, т. III, 438—487. — Словари: Геннади, Андреевского, Венгерова.
С. Трубачев.
{Половцов}
Бестужев-Марлинский, Александр Александрович
(Бестужев, более известный под псевдонимом Mарлинского, род. 23 октября 1797 г., убит на Кавказе 7 июля 1837 г.) — беллетрист и критик; сын Александра Федосеевича Б. (1761—1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 г. "Санкт-петербургский журнал" и составившего "Опыт военного воспитания относительно благородного юношества". Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. На литературное поприще Б. выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в "Сыне Отечества" и "Соревнователе просвещения", а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его "Поездка в Ревель", а в 1823—25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах "Полярная звезда". Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Б. оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В "Полярной звезде" Б. выступил не только как романист ("Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир","Изменник"), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так наз. "классицизме" и "романтизме". Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием "романтизма" и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Б. Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Б. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Б. производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Б. "неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества", прибавив к этому, что Б. "был первый, сказавший в нашей литературе много нового", так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений "Полярной звезды".
Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Б. Уже отпечатанные листы "Полярной звезды" на 1826 г. с его статьей были уничтожены; сам он сначала был отвезен в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием "Андрей, князь Переяславский", первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в СПб., 1828. В следующем году Б. был переведен на Кавказ, рядовым, с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 г. С этого года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы ("Испытание", "Наезды", "Лейтенант Белозор", "Страшное гадание", "Аммалат-бек", "Фрегат Надежда" и пр.), изданные затем, в 1832 г., в 5-ти томах (под заглавием: "Русские повести и рассказы" и без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 г. явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 — четвертое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в "Дешевой библиотеке" А. С. Суворина.
Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрел себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).