Большая биографическая энциклопедия - биленкин дмитрий александрович
Биленкин дмитрий александрович
(1933-1987) — Рус. сов. писатель и журналист, известный также произв. науч.-поп. и науч.-худож. лит-ры, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-80-х гг. Род. в Москве, окончил геол. ф-т МГУ с дипломом геохимика, работал в науч. журналистике — в ред. газ. "Комсомольская правда", журн. "Вокруг света"; один из руководителей семинаров молодых фантастов при Моск. писательской организации и Всесоюзного семинара в Малеевке. Печататься начал с сер. 1950-х гг. (дебютировал как писатель-популяризатор). Чл. СП. Первая НФ публикация — "Откуда он?" (1958).
Тв-во Б., одного из самых ярких авторов сов. НФ последних десятилетий, в осн. ограничено р-зами и короткими повестями. Уже в ранних р-зах проявилось его умение составить добротный сюжет, найти нетривиальный ход в разработке известной темы или ситуации. Быстро завоевав авторитет одного из ведущих мастеров "твердой" (естественнонаучной) НФ, Б. впоследствии перенес центр тяжести в р-зах на человека, его психологию, умение "держать удар" непредвиденного поворота событий; герои писателя постоянно демонстрируют психол. готовность к "футуршоку". НФ повести и р-зы Б. составили сб. — "Марсианский прибой" (1967), "Ночь контрабандой" (1971), "Проверка на разумность" (1974), "Снега Олимпа" (1980), "Лицо в толпе" (1985), "Сила сильных" (1986).
Большинство произв. Б. посвящено человеку на изломе науч.-тех. революции, тем изменениям в его биологии, психологии, к-рые обусловлены новейшими науч. открытиями, выходом человека в космос, революционными изменениями в информационных технологиях; в р-зах писателя можно проследить переход от "внешних" изменений — дар видеть инфракрасные лучи в "Зримой тьме" (1959), необыкновенная память в "Усилителе памяти" (1959) — к сдвигам внутренним, глубинным. Во мн. р-зах Б. действие происходит в космосе, на ближних и дальних планетах; отдав дань собственно НФ гипотезам — релятивистским эффектам при полетах к звездам в "Грозной звезде" (1963), и др., — писатель в дальнейшем использует эффектный космический антураж как своего рода испытательный полигон для человека. Минимумом изобразительных средств он создал запоминающиеся образы иных миров НФ и их первооткрывателей: песчаные волны Марса — в одной из самых психол. новелл сов. НФ 1960-х, "Марсианском прибое" (1966), марсианские же альпинисты — в "Снегах Олимпа" (1975), ледяная планета — в р-зе "Ничего, кроме льда" (1974), и вулканическая — в "Сокровищах Нерианы" (1975); запоминается образ мальчика из р-за "Создан, чтобы летать" (1982), грезящего космическими полетами на старом, списанном звездолете. Др. "полигоном" служит традиционная в НФ схема контакта с иным разумом, позволяющая по-нов. взглянуть на человека, при этом не испытывая ксенофобии по отношению к непривычным формам внеземной жизни. Взгляд Б., при всех описанных трудностях контакта, в осн. оптимистичен, в большинстве р-зов — "Проверка на разумность" (1972), "Как на пожаре" (1968), "Сломался эскудер" (1971) и др. — дело ограничиваются недоразумениями (вследствие трудностей коммуникации с инопланетянами), не приводя к трагедиям.
Др. клубок вопросов, к к-рому Б. обратился в сов. НФ одним из первых (и разрешение к-рых в его произв. также оптимистично, хотя далеко от идиллии), — это проблемы экологии, взаимоотношения технол. "второй природы" с первой, естеств., по-разному решенные в таких запоминающихся р-зах, как "Художник" (1967), "Догнать орла" (1973), "Здесь водятся проволоки..." (1981), "Чара" (1969), "Давление жизни" (1970). Один из лучших р-зов Б. — "Город и Волк" (1970), действие к-рого происходит в близком будущем, когда человек не только приручил хищников, но снабдил их разумом, позволив свободно разгуливать по улицам городов вместе с нов. друзьями-детьми. Наконец, из р-зов Б. последнего времени остротой и психологизмом выделяются: "Операция на совести" (1979) — попытка создания идеальной антиутопии посредством поголовного "стирания совести" в мозгу. детей, и "Проба личности" (1978) описание нравственного суда над "реконструированной" личностью Ф.Булгарина в школе будущего.