Большая биографическая энциклопедия - богатырев павел иванович
Богатырев павел иванович
— беллетрист. Род. в 1851 г. в мещанской семье. Поступив на сцену, имел успех в провинциальных оперных театрах. Затем он служил в Москве в Народном театре и у М. В. Лентовского; концертировал в Париже и Лондоне, где с большим успехом пел русские народные песни. В 80-х годах поместил много рассказов и очерков из народной жизни в разных Московских изданиях. Некоторые из этих рассказов отличаются известной наблюдательностью и этнографическим интересом. Отдельно им издан рассказ "Лучинушка" (М., 1892).
{Брокгауз}
Богатырев, Павел Иванович
[15(27). 7.1849, Москва — 17(30).5.1908 там же] — арт. оперы (тенор) и камерный певец. С 1871 обучался пению в Моск. конс. (кл. В. Кашперова), брал также уроки у К. Кламрота. В 1874 дебютировал в партии Собинина в Киев. опере (антр. И. Сетова), в том же году — в Перми. В 1875 пел в моск. Общедоступном частном т-ре. С 1876 выступал на эстраде в дуэте с оперным баритоном П. Чернышевым, в концертах пел рус. и укр. нар. песни. В 1879 выступал в Киеве (антр. И. Сетова), Перми (антр. П. Медведева) и Екатеринбурге, в 1880 — в Казани, в 1880—85 — Харькове (здесь в 1885 вместе с драм. актером В. Андреевым-Бурлаком организовал оперно-драм. труппу), с 1886 — в Москве (антр. М. Лентовского; Частная рус. опера С. Мамонтова; Сергиевский Нар. дом; Большой т-р; Товарищество рус. частной оперы Солодовникова, 1897—1902; т-р "Аквариум", 1902). Пел также в Саратове. Один из ведущих певцов своего времени. Современники называли его "русским Таманьо". Обладал голосом необыкновенной красоты, силы, звучности и широкого диапазона (до верхнего ре), легко преодолевал любые тесситурные трудности (свободно пел без купюр арию Собинина "Братцы, в метель").
1-й исп. партий: Вани ("Женитьба поневоле"); в Харькове — Бориса ("Гроза"); в Екатеринбурге — Собинина ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руальда ("Рогнеда"), Фауста ("Фауст"), Радамеса ("Аида"), Рауля ("Гугеноты"). Лучшие партии: Собинин, Торопка, Рауль. Др. партии: Гонец ("Громобой"), Княжой дурак, Синодал; Манрико ("Трубадур"), Роберто ("Роберт-Дьявол"). Партнеры: М. Веселовская, С. Гилев, Е. Кадмина, А. Святловская, М. Черненко, Н. Шевелев, З. Эйбоженко. Пел п/у У. Авранека.
Часто гастролировал по России и за границей (в Париже и Лондоне), где исп. нар. песни. Был одним из первых рус. певцов, пропагандировавших нар. песни. В 1880-х гг. создал нар. экспериментальный студийный хор, к-рый из-за материальных трудностей вскоре прекратил свое существование. В последние годы жизни выступал на эстрадах ресторанов, клубов, садов под собственный аккомпанемент на гитаре.
Обладал литературным талантом: писал рассказы, стихи и мемуары, к-рые печатались в моск. периодич. изданиях.
Соч.: На долгом пути//Моск. листок (иллюстр. прибавление). 1908. № 41—50; Записки// Там же. 1909. № 2—5; Несколько слов о русской опере (ноябрь 1898, рук.) — в ГЦТМ, ф. 104, ед. хр. 28.
Лит.: Кончина П. И. Богатырева//Моск. ведомости. 1908. № 115, Щетинин Б. Артист-самородок//Историч. вестник. 1908, июль. С. 206— 215; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 20; Кузнецов Ев г. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958. С. 189—191.
Большая биографическая энциклопедия
2009