Большая биографическая энциклопедия - богданов александр александрович
Богданов александр александрович
Богданов (Малиновский) А. А.
(Малиновский, 1873—1928; автобиография) — род. 10 (22) августа 1873 г. у народного учителя, второй из 6 детей. Отец скоро дослужился до учитель-инспекторства в городском училище, и благодаря этому я лет 6—7-ми получил доступ в библиотеку училища, а затем и в его маленький физический кабинет. Учился в Тульской гимн., жил в ее пансионе, стипендиатом, в условиях казарменно-тюремных; там злостно-тупое начальство на опыте научило меня бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты. Кончив с золотой медалью, поступил в Московский университет, естественником; в декабре 1894 г. арестован как член Союзного Совета землячеств и выслан в Тулу. Там рабочим оружейником Ив. Ив. Савельевым был привлечен к работе в кружках как пропагандист; скоро в ней приняли участие В. Базаров и И. Степанов. На этой работе в 1896 г. пришел от народовольческих идей к социал-демократизму; а из лекций в кружках составился "Краткий курс экономической науки" (вышел изувеченный цензурой в конце 1897 г.; Ленин горячо приветствовал его в рецензии "Мира Божьего", 1898, № 4). С осени 1895 г. часть времени проводил в Харькове, обучаясь на медицинском факультете; бывал в тамошних с.-д. интеллигентских кружках — лидером их был Череванин, — но разошелся с ними из-за вопроса о морали, которой они придавали самостоятельное значение. В 1898 г., стремясь дать ответ на широкие запросы наших рабочих в смысле общего мировоззрения, написал свою первую философскую книгу: "Основные элементы исторического взгляда на природу". Осенью 1899 г. кончил университет, а затем был арестован за пропаганду. Полгода тюрьмы в Москве, высылка в Калугу, оттуда на 3 года в Вологду. Много учился и писал; в 1902 г. организовал и редактировал сборник против идеалистов — "Очерки реалистического мировоззрения". Служил полтора года врачом в психиатрической лечебнице. С конца 1903 г. редактировал марксистский журнал "Правда", издав. в Москве.
Осенью 1903 г. примкнул к большевикам и, кончив ссылку, вскоре, весной 1904 г., поехал в Швейцарию, там присоединился к Ленину. На собрании 22-х был выбран в Бюро Ком-ов Большинства (Б. К. Б.), первый большевистский центр. Приблизительно тогда же был в первый раз отлучен от марксизма меньшевистской "Искрой" (статья Ортодокса в № 70, обвинявшая меня в философском идеализме). Осенью вернулся в Россию, с декабря 1904 г. работал в Петербурге в Б. К. Б. и П. комитете. Мной были написаны тактические листки Б. К. Б. о вооруженном восстании и о созыве партийного съезда, как и большинство других листков Б. К. Б. Весной 1905 г. на съезде в Лондоне (III съезд, большевистский) был докладчиком по вопросу о вооруженном восстании, а также по организационному вопросу и выбран в первый большев. Ц. К. Работал в Петербурге, участвовал в редакции большевистской "Новой Жизни", был представителем ЦК в Совете Раб. Деп., где и арестован 2 декабря 1905 г. Освобожденный в мае под залог, попал в ЦК уже меньшевистский от большевиков; высланный за границу, нелегально вернулся и жил в Куоккале вместе с Лениным, работая в редакции большевистских органов, а также при думских фракциях 1, 2 и 3 Думы. По вопросу о 3-й Думе был бойкотистом, но после решения партийной конференции против бойкота проводил избирательную кампанию в эту Думу в нелегальной рабочей газете "Вперед", которую редактировал.
В конце 1907 г. я был отправлен товарищами за границу в составе тройки (с Лениным и Иннокентием) для редактирования органа большевиков "Пролетарий". Летом 1909 г. был вместе с Л. Б. Красиным, в качестве левого б-ка устранен из большевистского центра, а в январе 1910 г., при слиянии фракций большевиков и меньшевиков, и из ЦК партии. Осенью 1909 г. участвовал в организации 1-й партийной рабочей школы — на Капри, осенью 1910 г. — 2-й школы в Болонье. В декабре 1909 г. был докладчиком платформы "группы большевиков", вскоре принявшей название "литературной группы Вперед". Эта платформа "Современ. положение и задачи партии" — впервые формулировала лозунг пролетарской культуры. Весной 1911 г., когда группа "Вперед" стала переходить от культурно-пропагандистской работы к политике в заграничном духе, я вышел из нее и ушел от политики; писал потом, до революции, только пропагандистские статьи в "Правде" и др. рабочих органах. Вернувшись в Россию в 1914 г. был послан на фронт в качестве врача. Революция застала меня в Москве; там я сначала писал политически-пропагандистские статьи; в одной из них в январе 1918 года поставил диагноз военного коммунизма; затем перешел всецело на культурную и научную работу — в Пролеткульте, Пролет. университете и проч. Осенью 1921 г. прекратилась и моя пролеткультовская работа, я посвятил себя всецело научной. До сих пор с 1918 г. состою членом Коммунистической (бывшей Социалистической) Академии.
Мои главные работы:
1. По политической экономии: "Краткий курс эком. науки", ее первый учебник, написанный по исторической схеме (последние издания переработаны в сотрудничестве с Ш. М. Дволайцким), переведен на английский и несколько других языков; "Начальный курс полит. экономии" в вопросах и ответах; большой "Курс полит. экономии" (в сотрудничестве с И. И. Степановым). Статья "Обмен и техника" (1903), в сборнике "Очерки реалистич. мировоззр.", давшая впервые доказательство теории трудов, стоимости, построенное на принципе равновесия.
2. По историческому материализму: "Наука об обществ. сознании" — историческое изложение развития идеологий, главным образом форм мышления, с объяснением их генезиса из производств. отношений; переведена на немецк. яз.; "Из психологии общества" (сборник статей 1902—06); "Организационные принципы соц. техники и экономики" ("Вест. Соц. Акад.", 1923, № 4) — объяснение форм сотрудничества через технические отношения.
3. По философии: "Эмпириомонизм", ч. I, II, III (1903—1907 гг.), картина мира с организационной точки зрения, т. е как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем разных типов и ступеней организованности; "Философия живого опыта" (1911) — обзор развития реалистических систем философии, кончая эмпириомонизмом; "От монизма религиозного к научному", доклад (в прил. к 3-му изд. "Философ. живого опыта") — обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще.
4. По организационной науке: "Всеобщая организац. наука" (Тектология), ч. I, II, III (1913—1922) — общее учение о формах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления (часть I издается на немецком); "Принципы единого хоз. плана" ("Вестник труда", 1921, №№ 4—6) и "Труд и потребности работника" ("Молодая Гвардия", 1922 г., № 3) — приложения организационных законов к решению основных хозяйственных задач; "Объективное понимание принципа относительности" — приложение организ. точки зрения к истолкованию принципа относительности ("Вестник Ком. Акад.", 1924, № 8).
5. По пролетарской культуре: "Новый мир" (1904—06) — популярная характеристика высшего культурного типа жизни; "Культурные задачи рабочего класса" (1911) — обоснование программы пролет. культуры; "Искусство и раб. класс" (переведено на немецкий); "Социализм науки" — о пролет. науке (частью тоже переведено на немецкий); "Элементы пролет. культуры в развитии раб. класса" — исторический анализ; "О пролетарской культуре" — сборн. статей 1904—1924 гг. Сюда же можно отнести два романа: "Красная звезда" (1907), утопия (переведено на франц., немец, и еще неск. языков); "Инженер Мэнни" (1912) — картина столкновения пролет. и буржуазной культуры. Еще несколько книг, несколько десятков журнальных статей, брошюр и докладов, еще больше газетных статей и листков, главным образом пропагандистских.
[Организатор и директор первого в мире Института переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, проведенного на самом себе.]
{Гранат}
Богданов, Александр Александрович