Большая биографическая энциклопедия - богораз-тан владимир германович
Богораз-тан владимир германович
— этнограф, писатель. Род. 1865 в бедной еврейской семье. Учился в Петербургском ун-те, но курса не окончил; был арестован за принадлежность к партии Народной Воли, сослан; с 1884 перешел на нелегальное положение; в 1885 участвовал в Екатеринославском съезде Народной Воли. Был арестован в Москве в декабре 1886. После трехлетнего заключения сослан на 10 лет в Колымск Якутской области. Там, вместе с Иохельсоном, стал заниматься этнографией и лингвистикой. В 1898, по окончании ссылки, вернулся в Петербург. По приглашению американского Музея естественных наук в Нью-Йорке принял участие в Северо-Тихоокеанской экспедиции имени Джезупа, в качестве заведующего Анадырским отделом. Вернулся в Петербург в 1901, вскоре был выслан полицией и уехал за границу, в Нью-Йорк, где работал в Музее естественных наук. В Россию вернулся осенью 1904. Принял участие в организации первого Крестьянского союза и Трудовой группы в Государственной думе, но, оставаясь беспартийным, активной политической роли не играл; занимался журналистикой и научной работой по этнографии. Во время империалистской войны писал в "Биржевых Ведомостях". С 1918 Б. состоит хранителем Музея антропологии и этнографии Академии наук и профессором Ленинградского университета.
Как беллетрист и поэт, Б. более известен под именем Тана. Его стихи и рассказы стали появляться в журналах за подписью Н. А. Тан с 1896, еще из Якутской ссылки. По возвращении, Тан-Б. выпустил в 1899 "Чукотские рассказы", в 1900 — "Стихотворения"; обе книжки имели значительный успех и переиздавались; в последующие годы Тан-Б. напечатал ряд лирических стихотворений и прозаических произведений — очерков, рассказов, повестей, составивших к 1911—12 десять томов полного собрания его сочинений (изд."Просвещение"). Характерны для него и дали ему известность его сибирские рассказы и гражданская лирика (в духе народничества). Из стихотворений его — "Красное знамя" (перевод), "Первое мая" и "Кронштадтские матросы", напечатанные в подпольных изданиях, — ныне вошли в обиход хрестоматий и песенников. Своими сибирскими рассказами Б. примыкает к группе Короленко, Серошевского, Якубовича, Елпатьевского. После 1910 Богораз покидает беллетристическую и стихотворную форму.
Главные труды Б.-Т.: Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Академии наук, СПб, 1900; Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, "Известия Академии Наук", т. 10, № 3, СПб, 1899; Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Гондатти, "Сборник Музея Антропологии и Этнографии", СПб, 1901; Областной словарь Колымского русского наречия, изд. Академии Наук, СПб, 1901; Новые задачи русской этнографии в полярных областях, П., 1921; Вступительные статьи к шести студенческим сборникам по старому и новому быту деревни: "Старый и новый быт, Л., 1924, "Обновленная деревня", Л., 1925, "Революция в деревне", ч. I и II, Л., 1925/26, "Комсомол в деревне", Л., 1926, "Еврейское местечко", Л., 1926; "Красное и черное" (политические памфлеты), СПб, 1909; на англ. языке: в серии "Publications of the Jesup North Pacific Expedition", Leiden — New-York, 1904—14; The Chukchee, vol. 7; The Chukchee Mythology, vol. 8, part I; The Eskimo of Siberia, vol. 8, part 3.
Лит.: См. у Владиславлева, И., Русские писатели 19—20 вв., изд. 4, М., 1924; ср. Кротов, М., Якутская ссылка 70—80-х гг., М., 1925; Короленко, В., Петербургский сборник, под ред. А. Б. Петрищева, П., 1922.
Большая биографическая энциклопедия
2009