Большая биографическая энциклопедия - брафман яков александрович
Брафман яков александрович
— род. в 1824 г. в м. Клецке, Минской губ., ум. 16 декабря 1879 г. Его отец был раввином. Первоначальное образование он получил в местном еврейском училище, но впоследствии, путем самообразования, усвоил европейское просвещение и овладел языками: древнееврейским, халдейским, арабским, немецким, польским и французским. В 1858 г. Брафман принял православие и с этого времени начинается его обширная миссионерская деятельность среди евреев. В том же году, в бытность Императора Александра II в г. Минске, он подал Его Величеству записку, касающуюся положения и жизни евреев, для объяснения по каковой он был вызван в 1859 г. указом Св. Синода в С.-Петербург, тогда же был послан, по тому же поводу, в Москву к митрополиту Филарету, а в 1860 г. был назначен преподавателем древнееврейского языка в минской духовной семинарии, причем ему было поручено заняться изысканием средств к устранению затруднений, с коими еврей, желающие перейти в христианство, встречаются на пути к этой цели. В период польского восстания 1863—65 гг. Брафман участвовал в комиссии по разбору бумаг на еврейском языке и особенно ревностно занимался проповедью православия между евреями, причем число новообращеных им лиц надо считать десятками. В 1866 г. он написал ряд исследований в "Виленском Вестнике" по еврейскому вопросу и тогда же был переведен в г. Вильну цензором еврейской литературы. В 1868 г. он издал в Вильне сочинение, под заглавием: "Еврейские братства, местные и всемирные", а в 1870 г. выпустил в свет известное ученое сочинение, под заглавием: "Книга Кагала". Переведенный в С.-Петербург на должность еврейского цензора, по внутренней и внешней цензуре при главном управлении по делам печати, в каковой должности он оставался до смерти, он вместе с тем участвовал во всех правительственных комиссиях, где только возбуждался еврейский вопрос, а в 1871 г. был приглашен в состав комиссии о всесословной воинской повинности, и за труды в ней был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Независимо от означенных занятий, Брафман поместил в русских повременных изданиях ("Голосе", "Русском мире" и др.) много статей и заметок по еврейскому вопросу. Главное сочинение Брафмана, "Книга Кагала", вышедшее двумя изданиями после его смерти (второе в С.-Петербурге 1882 г.), создало ему громкое имя первого научного исследователя еврейского вопроса и переведено на французский и польский, а в извлечении — на немецкий и английский языки: "Книга Кагала", основываясь на документальных данных, впервые открыла действительный центр тяжести еврейского вопроса и указала меры, коими он может быть разрешен. Указывая, что иудейство, в его современном виде, действительно представляет политический организм, "Книга Кагала" выясняет, что организм этот жив не сочувствием и поддержкой самой еврейской массы, но системой строгой внешней организации, которая, в свою очередь, насильственно поддерживается силою грозной карательной власти, находящейся в руках представителей каждой местной общины и признаваемой правительством. Исходя из этих фактов, Брафман полагал, что с отменою тех государственных законов, которые дают еврейскому представительству власть над еврейскою массою, исчезнет беспрекословное насильственное повиновение перед буквой еврейских законов и наступит внутреннее разложение еврейской общины, а затем рушится и вся система строгой организации, обособляющей еврейство.
Сведения сообщены А. Я. Брафманом, сыном Я. А. Брафмана.
Н. Н. Покровский.
{Половцов}
Брафман, Яков Александрович
— памфлетист, известный своими нападками на евреев. Б. родом из м. Клецка Минской губ. Рано осиротев, он в юном возрасте, боясь, что кагал сдаст его в рекруты, стал перекочевывать с места на место, пока не крестился на 34-м году жизни; есть указание, что в 50-х годах он принял в Киеве лютеранство и лишь позже перешел в православие. Поселившись в Минске, он стал заниматься различными делами, между прочим фотографированием. В 1858 г. он подал имп. Александру II, при проезде его через Минск, записку о евреях, для объяснения которой он был вызван в 1859 году Синодом в Петербург. В 1860 году Б. был назначен преподавателем еврейского языка в Минской духовной семинарии, причем ему было поручено изыскивать средства для устранения препятствий, которые встречают на своем пути евреи, желающие креститься. В 1864 г. Б. сделал новую попытку побудить правительство реформировать быт евреев, но начальник Северо-Западного края отклонил предложение Б. В 1866 г., приехав на вакационное время в Вильну, Б., имея в своем распоряжении несколько кагальных актов, напечатал в юдофобском "Виленском Вестнике" (№№ 149, 151, 173) статью "Взгляды еврея, принявшего православие, на реформу в быте еврейского народа в России", в которой он наметил идею, красной нитью проходящую через все его дальнейшие писания, а именно: что евреи составляют государство в государстве, и современные общие законы не могут уничтожить той вредной для государства силы, которая таится в еврейском самоуправлении, сосредоточенном в братствах. Эта статья произвела сильное впечатление в административных кругах; она, между прочим, была чрезвычайно сочувственно принята попечителем виленского учебного округа, И. Корниловым, который стал оказывать Б. всяческое содействие, и как видно, под его влиянием, товарищ министра народн. просвещения Делянов признал необходимым оставить в Вильне Б., как человека, который может быть особенно полезным правительству во всех делах, касающихся евреев. Документы, собранные Б., а также его записки по еврейскому вопросу были тогда же представлены главному начальнику края, генералу Кауфману, который поручил Б. продолжать собирание кагальных актов "для издания их с переводом на русский язык для правительственных соображений". Эта миссия всполошила еврейское общество, и тогда, по предложению Якова Барита (см.), Кауфман образовал для рассмотрения обвинения Б. особую комиссию с участием евреев (см. Виленская комиссия). Среди них был и Леванда. Б., назначенный в Вильне цензором еврейских книг (его коллегой по цензурному комитету был О. Штейнберг), занялся переводом на русский язык собранных им документов, пользуясь услугами неимущих учеников раввинского училища. В 1869 г. Б. напечатал в "Виленском Сборнике" (т. I; также в "Памятной книге Виленск. губ. за 1869 г.") "Несколько слов о евр. синагогах и молитвенных домах в России и о причинах их размножения", затем отдельным изданием "Еврейские братства, местные и всемирные" и, наконец, свое пресловутое произведение "Книга Кагала. Материалы для изучения еврейского быта" (подробности см. ниже). Управление виленского учебного округа выдало Б. в течение 1867—70 гг. для напечатания книги около 2500 р., кое-что дало и министерство нар. просв. из "сборов с евреев для образования их юношества". "Книга Кагала" прибрела сразу широкую известность: несмотря на то, что еврейские писатели не замедлили выступить с доказательствами того, что кагальные документы приведены у Брафмана частью в искаженном виде, частью в ложном освещении (Шерешевский даже заподозрил подлинность некоторых документов), книга встретила в административных и русских общественных кругах полное доверие. Разосланная затем по присутственным местам всей России, она получила в глазах администрации исключительный авторитет, и нередко местные власти ссылались потом на нее наряду со ссылками на узаконения. Поощренный успехом, Б. уже в 1871 году задумал выпустить новое издание книги, и, в качестве действительного члена Императорского Географического Общества (Б. состоял в то время в Петербурге при главном управлении по делам печати для рассмотрения польских и еврейских книг), он обратился к Обществу за материальными средствами. Отделение этнографии, совершенно не знакомое с еврейским бытом, оставив без внимания полемику, вызванную книгами Б., нашло, что "Еврейские Братства" и "Книга Кагала" "прямо отвечают на многие задачи, предположенные к исследованию этнографической экспедицией в Западный край", вследствие чего гр. Литке, от имени совета Общества, обратился (март 1871 г.) к министру народного просвещения гр. Д. Толстому с просьбой оказать содействие. Брафману нужны были 2000 р., каковой суммы министерство не имело в своем распоряжении, а потому Толстой предложил министру финансов исходатайствовать высочайшее повеление об отпуске из государственного казначейства потребной суммы, каковое и последовало 1 июля 1871 г. По выходе второго, дополненного издания 1875 г., Б. представил министру нар. просвещения два экземпляра для поднесения государю и наследнику, но ученый комитет отнесся к этому отрицательно, так как подозрения в подлинности документов, высказанные еврейскими писателями, хотя и являются, по мнению одного из членов комитета, злостными инсинуациями, все же не опровергнуты. — Наряду с администрацией Б. приобрел авторитет также в прессе, и несомненно, что Б. значительно способствовал росту антисемитского движения: антисемиты ссылались на его книги, как на серьезный, достоверный источник. Вместе с тем Б. стал желанным гостем в известных органах печати. Между прочим, Б. напечатал во влиятельной газете "Голос" (1876 г., № 215) статью против Общества распространения просвещения между евреями в России, в которой совершенно исказил его характер; он обрушился также на Alliance Israélite, лживо освещая его деятельность; оба учреждения Б. пытался изобразить, как будто они всесильные органы внутреннего еврейского самоуправления, и этот материал был включен в новые издания "Книги Кагала", вышедшие после его смерти в 1882 и 1888 гг. ("Книга Кагала" была издана и на французском языке), стараниями сына Б., Александра. — Пользуясь трудами отца, А. Брафман представил Комитету о евреях (см.) записку по еврейскому вопросу, оказавшую влияние на труды Комитета. — Ср.: Предисловие к "Книге Кагала" изд. 1869 г. Из переписки Леванды, "Евр. библиотека", т. IX (письма 30 апреля, 5 мая 1861 г. и др., 28 августа и 15 окт. 1866 г.); Гордон, "Мои встречи с К. Кауфманом", "Евр. библиотека", т. IX, 130; М. Моргулис, "Из моих воспоминаний", "Евр. Мир", 1909, VI, 26—29; "Системат. указат. литер. о евреях"; Рукописные материалы.
Ю. Г.
"Книга Кагала" состоит из двух частей: одна заключает в себе сборник постановлений минского кагала конца 18 века, другая — предисловие Брафмана, дающее освещение собранному материалу и общие выводы из него. Оригинал кагальных постановлений писан на древнееврейском языке, а в "Книге Кагала" они приведены в русском переводе, без приложения, для поверки, оригинала. Назвав кагал "талмудической республикой" и умолчав о том, что кагал не существует уже с 1844 г., Б. установил следующие общие начала, выведенные, будто, им из собранных кагальных постановлений: 1) евреи, составляя государство в государстве, считают для себя государственные законы необязательными; 2) кагал присваивает себе право устанавливать в свою пользу налоги и поборы; 3) еврейский суд (Бет-Дин) — послушное орудие в руках кагала; 4) кагал, в качестве генерального братства, подчиняет своей власти все отдельные братства, как армии общественной жизни евреев, гармонически согласованные с национально-талмудическим знаменем; 5) кагал регламентирует всю семейную жизнь евреев, определяя даже свойство платья и блюд; 6) кагал искусно проводит в жизнь умозатмение христиан, вследствие чего последние оказываются лишь фиктивными собственниками своих имуществ не только движимых, но и недвижимых; 7) кагал проявляет гнет свой над новыми поселенцами, обременяя их противозаконными налогами.