Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дейша-сионицкая мария адриановна

Дейша-сионицкая мария адриановна

(сцен. псевд. с 1884; по мужу Дейша; урожд. Сионицкая) [22.10(3.11). 1859, Чернигов — 25.8.1932, Коктебель, ныне Планерное Крым. обл.] — арт. оперы (драм. сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Род. в бедной семье. В десять лет, выступив в любительском концерте, привлекла внимание публики красивым голосом. Пению обучалась с 1878 в Киев. муз. уч-ще (кл. И. Кравцова), с 1879 в Петерб. конс. (кл. Е. Цванцигер, в 1880—81 кл. К. Эверарди). Летом 1881 выступила в благотворительном концерте в Курске. Городские меценаты собрали 4 тыс. руб. на ее поездку в Вену, где она совершенствовалась в пении у М. Маркези. В 1882 вместе со своим педагогом переехала в Париж, где ее голос услышал гл. дирижер "Гранд-Опера" Э. Колонн и предложил ей дебют на сцене прославленного т-ра. Однако певица решила вернуться в Россию и в 1883 дебютировала в партии Аиды в петерб. Мариинском т-ре, где пела до 1891, затем до 1908 — на сцене моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Татьяны; прощальный бенефис в партии Наташи — "Русалка" А. Даргомыжского). В 1903 получила звание "Засл. артистка имп. театров". В летние периоды 1883 и 1892 совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии. Композитор А. Бойто высоко оценил исп. певицей арий из его оперы "Мефистофель". Обладала сильным, гибким и ровным во всех регистрах голосом красивого тембра, легкой колоратурой. Репертуар включал св. 40 разнохарактерных партий.

1-я исп. партий: Людмилы ("Тушинцы"), Земфиры ("Алеко" С. Рахманинова), Луизы ("Пир во время чумы"), Мариорицы ("Ледяной дом"); в Мариинском т-ре — Джоконды ("Джоконда"); в Большом т-ре — Ярославны ("Князь Игорь"), Купавы ("Снегурочка"), Оксаны ("Ночь перед Рождеством"), Дуняши ("Федул с детьми"), Брунгильды ("Валькирия"); на рус. сцене — Елены ("Мефистофель"), Брунгильды ("Зигфрид"), Катарины Арагонской ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Мария ("Мазепа" А. Чайковского), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Кума Настасья, Купава, Аида, Валентина. П. Чайковский считал Д.-С. лучшей исп. партий в своих операх, Н. Римский-Корсаков высоко оценил исп. певицей партии Купавы, С. Рахманинов писал: "Лучше Земфиры — Сионицкой и Шаляпина — Алеко я никого не найду".

Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Маша ("Дубровский"), Вера Шелога, Снегурочка, Иоланта; Донна Анна ("Дон Жуан"), Агата ("Вольный стрелок"), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Маргарита ("Мефистофель"), Амелия, Селика. Партнеры: М. Баттистини, С. Власов, Л. Донской, Л. Клементьев, Б. Корсов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Федорова, П. Фельдта.

Д.-С. была замечательной камерной певицей. С 1899 принимала активное участие в деят-сти Кружка любителей рус. музыки, с 1898 член "Моск. общества содействия по устройству общеобразовательных нар. развлечений", организованного В. Серовой. В 1903 выступила в юбилейном концерте Н. Лысенко в Киеве, в 1907 по просьбе писателя М. Коцюбинского дала концерт укр. музыки в Чернигове (совместно с Н. Лысенко). Принимала участие в организации и проведении тематических вечеров "Концерты иностранной музыки" (1906—08; состоялось три концерта). В 1907—11 вместе с Б. Яворским организовала 15 бесплатных "Муз. выставок", проходивших в зале Синодального уч-ща (Москва), где исполнялись преимущественно произв. рус. композиторов. С большим успехом выступала с концертами в Париже и Бельгии. Камерный репертуар включал произв. М. Глинки, М. Мусоргского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева (1-я исп. ряда его романсов, в т. ч. "Когда, кружась, осенние листья", 1905; "Мечты в одиночестве вянут", "В дымке невидимке", 1906; "Сталактиты", "Фонтаны", "Менуэт", 1908), С. Рахманинова (композитор посвятил ей романс "Молитва", 1893), Р. Глиэра. В 1891 исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с А. Барцалом, В. Гнучевой, В. Майбородой). В. Багадуров посвятил певице романс "Заклинание" (ор. 1, № 2, 1907) — М., 1916.

В 1907—13 вела пед. деят-сть в моск. Нар. конс. (совместно с Е. Линевой принимала участие в создании этой конс.); в 1917 преподавала в 1-м моск. Муз. техникуме, в 1921—32 проф. Моск. конс., с 1926 преподавала на Муз. рабфаке, а также в студии Большого т-ра. Среди ее учениц — Е. Антонова, Л. Ставровская.

Соч.: Пение в ощущениях. — М., 1926; Из воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве // С. И. Танеев: Материалы и документы. — М., 1952. Т. 1. С. 329—333.

Лит.: Корганов Г. Г-жа М. А. Дейша-Сионицкая // Баян. 1888. № 12. Кругликов С. М. А. Дейша-Сионицкая // Новости дня. 1902. 11 дек.; Ф[индейзен] H. M. А. Дейша-Сионицкая // РМГ. 1902. № 49. Стлб. 1217—1221; М. А. Дейша-Сионицкая. (Биографический набросок) // Муз. труженик. 1908. № 9. С. 2; Дмитриев С. М. А. Дейша-Сионицкая // Сов. артист. 1940. № 30. С. 3; Переписка С. И. Танеева с М. А. Дейшей-Сионицкой // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856—1946. — М.; Л., 1947. С. 235—258; Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 344, 346, 349, 353, 368, 386; Алексеева Е. М. Дейша-Сионицкая // Сов. музыка. 1962. № 8. С. 80—86; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 80; Келдыш Ю. Оперный дебют Рахманинова // Сов. музыка. 1970. № 8. С. 66—78; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 104—105; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке. — М., 1971. Т. 2. С. 81, 96.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дейша-сионицкая мария адриановна
Значение слова дейша-сионицкая мария адриановна
Что означает дейша-сионицкая мария адриановна
Толкование слова дейша-сионицкая мария адриановна
Определение термина дейша-сионицкая мария адриановна
deyshasionickaya mariya adrianovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):