Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - димитрий сеченов

Димитрий сеченов

(в миру Даниил Андреевич; 1709—1767 гг.) — митрополит Великоновгородский и Воликолуцкий. Митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии, родился 6 декабря 1709 года и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть и в начале 1730 г., Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса, иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем "фары". Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди слова Божия обратил на себя особенное внимание начальства и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединены были и обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие инородцев Казанского края: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. иеромонаху Димитрию поручено было правление новокрещенских дел Казанской епархии, с назначением его настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, а 11 сентября 1740 г. за ревностные труды по обращению иноверцев он возведен в сан архимандрита и назначен управителем новокрещенских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. архимандрит Димитрий был вызван в Москву и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, с повелением по-прежнему трудиться при делах крещения неверных народов (10 сент. было наречение и 14 сент. хиротония во епископа). Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., при обозрении епархии, он подвергся нападению мордвы и едва живым скрылся в церкви ближайшего села. Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много заботился об устройстве Нижегородской семинарии и всей вверенной ему епархии. Семинария обязана ему и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены многие церкви, а духовенство призвано к проповеди слова Божия. Ho наступила пора окончить блестяще исполняемую им миссию. Епископ Димитрий заболел и 3 августа 1748 г., по прошению, был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Три с половиной года тихой уединенной жизни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о нем и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. В Рязани также, как и в Нижнем-Новгороде, преосвященный Димитрий перевел духовную семинарию на новое место, учредил в ней "школу философии" и ввел преподавание греческого языка; произвел большой ремонт Рязанского Успенского собора и многих других церквей; приезжая же, как член Св. Синода, в Петербург, блистал своими проповедями и был известен при Дворе. 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий был возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. Как на прежних местах служения, так и в Новгороде, заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем была учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской губернии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем незаменимую опытность в делах — и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению ли каких недостатков, или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Не говоря уже о постройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии, преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, что было ему необходимо по отлучкам его в Петербург. Желая окружить себя лицами, которым можно довериться, он вызывал даже достойных архимандритов из других епарxий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом: его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, привлечено было к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению обычая этих фанатиков сжигать себя, а в руки живыми не даваться. В Новгороде в 1759 г. архиепископ Димитрий устроил теплый собор — Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. — Нельзя не упомянуть о том доверии, расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные "чрезвычайные" поручения, касавшиеся и области веры и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным сохранилось несколько писем к нему от императрицы.—8-го октября 1762 г. архиепископ Димитрий, за его личные качества и заслуги, возведен был в сан митрополита Великоновгородского и Великолуцкого, с пожалованием ему во владение 1000 душ крестьян. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий был назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о сочинении штатов духовных; в 1764 г. утверждены были изыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. В 1767 г. митрополит Димитрий был награжден драгоценною панагиею с портретом императрицы и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта нового уложения. 30-го июня 1767 г. он присутствовал в Москве при торжественном открытии этой комиссии, а 14-го декабря 1767 г. в 2½ часа дня скончался в Москве от апоплексического удара на Заборовском подворье. Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей он издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; громадная библиотека его вся целиком перешла в новгородскую семинарию. В Новгород же перевезено было со всею торжественностью из Москвы и тело его.

(Макарий — Ист. нижегор. иерархии; Правосл. Собеседн. 1875 г. № 2; Руков. для сел. паств. 1867 г. №№ 45, 47, 51; Русский Архив 1869 г. № 2; Ист. московск. акад.; Дела арх. Св. Син.; Новгород. Епарх. Ведом. 1895 г.).

Здр.

{Половцов}



Димитрий Сеченов

(1708—1767) — митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом — 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы. Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их — всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой — горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди. Язык проповедей Д. — сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.

Н. Б.

{Брокгауз}



Димитрий Сеченов

(Даниил Андреевич) — митрополит Новгородский и Великолуцкий.

Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье.

Образование получил в Московской славяно-греко-латинской академии.

В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона.

17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником.

С 4 декабря 1738 года — настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии.

11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь.

24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 21 июня 1752 года — епископ Рязанский и Муромский.

22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород.

8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.

30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года.

Скончался 14 декабря 1767 года.

На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии епископ Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвященный Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов обучения (в Рязанской — греческий язык и философию).

В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительный чертой преосвященного Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в 1759 году построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвященный Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвященный Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина И. Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвященного Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митрополит Димитрий имел ряд наград. Скончался митрополит Димитрий от апоплексического удара во время пребывания своего в Москве в числе участников в работе Комиссии по созданию свода законов.

Тело его было торжественно перевезено для погребения в Новгород.

Труды:

Последование в Неделю Православия // Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 752. Проповеди. (Напечатаны весьма немногие).

Литература:

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое димитрий сеченов
Значение слова димитрий сеченов
Что означает димитрий сеченов
Толкование слова димитрий сеченов
Определение термина димитрий сеченов
dimitriy sechenov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):